Искренний, отзывчивый, доброжелательный
Не за каждый ответ можно поставить оценку
В третьем классе Светлана ТАВГАЗОВА, будущий учитель года Республики Карачаево-Черкесия, написала в сочинении, что станет только педагогом. В ином качестве она себя не представляла.
С малых лет Светлана только и слышала от мамы о школе, об открытых уроках, о внеклассных часах. А сколько дома было интереснейших тематических журналов и вырезок из газет, которые мама собирала, чтобы иллюстрировать уроки по географии и биологии! Светлана читала их запоем, отмечая для себя, какое удовольствие — узнавать новое. Девочка примеряла мамину работу на себя: усадив соседских малышей, вела уроки. Учила с ними детские стихи, пересказывала специально прочитанную накануне сказку.
Сегодня, как и каждый день из 25 лет в школе, она входит в класс и, видя распахнутые навстречу ей и новым знаниям глаза своих маленьких учеников, понимает, что не ошиблась в выборе профессии. Хоть и сделан он был скорее под воздействием величайшего авторитета любви и преданности учительскому делу мамы — Нины Алексеевны Латышевой.
Уже после окончания Черкесского педагогического училища, а затем Карачаевского педагогического института, отчетливо понимая не только плюсы, но и минусы школы, она неизменно приходила к выводу о том, что выбор был предопределен, но не случаен. Не случайно ведь встретились на ее пути замечательные классные руководители в средней школе № 2 города Черкесска, преподаватели Черкесского педагогического училища, единственный и бессменный руководитель — директор гимназии № 17 города Черкесска Магомет Байрамуков, наставники — учителя младших классов Надежда Авоян и Любовь Дементьева.
— Ребенка можно сравнить с зеркалом: если детей одаривают любовью, они возвращают ее, — рассуждает Светлана Сафаровна. — «Учитель, имеющий большое любящее сердце, способен дарить тепло своей души, растапливать робкие детские сердца и возрождать их к жизни. Только он может воспитать настоящего человека, гражданина, патриота своей Родины» — такую педагогическую философию я приняла от своей мамы и следую ей уже четверть века. Каждое утро повторяю, как молитву: «Мне доверен ребенок; это мой гость дорогой. Я благодарна ему за то, что я могу его любить. Он такой же, как я, но сегодняшний. Я принимаю его, я охраняю его детство, терплю и прощаю».
Встречая очередной первый класс, а в педагогической практике Тавгазовой он уже шестой, она знакомится с историей жизни каждого, с его семьей. Изучает, в каких условиях воспитывается, какие черты характера приобрел, нуждается ли в чем. Ей важно найти подход к каждому с первых дней пребывания в школе, чтобы оно стало для ребенка комфортным, а процесс обучения — желанным. Но и опытному педагогу непросто. Дети — продукт общества и уже понимают, что многое зависит от материального благосостояния. Они не мечтают стать космонавтами, желая быть бизнесменами.
— Это гримасы нашего времени. Я должна донести до их сознания мысли о необходимости учиться. Вспоминаю недавний случай, когда, озадачив своих маленьких учеников сочинением на традиционную тему «Кем я стану, когда вырасту?», услышала вопрос от мальчика, безусловно, способного, но, как говорится, с ленцой. «А можно я напишу, что стану начальником?» — поинтересовался он и со знанием дела уверенно заявил, что это самая лучшая работа, так как и делать ничего не надо, и зарплата большая.
Весь класс встрепенулся, готовый продолжить и развивать тему преимущества начальственной деятельности, и Светлана Сафаровна, понимая, к чему это может привести, перехватила инициативу:
— Хотя ты не прав в отношении «ничегонеделания» и обязательно это поймешь, но быть начальником престижно. И не только из-за хорошей заработной платы, но и из-за уважения в обществе. Но чтобы стать им, нужно что?
Ученик, поняв, что сам себя загнал в угол, уже без прежнего энтузиазма протянул: «Учиться...»
Так из урока в урок, с любовью и осторожностью, учитывая достоинства и недостатки своих учеников, она сеет разумное, доброе, вечное. Не просто делится знаниями — учит добывать их, применять. Помогает полюбить жизнь во всех ее проявлениях и возненавидеть зло. И особенно стремится воспитать своих учеников неравнодушными людьми.
Именно поэтому для своей педагогической деятельности Светлана Тавгазова, учитель начальных классов гимназии № 17 города Черкесска, выбрала тему «Я — толерантная личность». Что такое толерантность, ее дети знают уже в первом классе. Несмотря на то что их в классе 30 и все разные по цвету кожи, по национальной принадлежности, дети дружны.
— Толерантность в моем понимании не просто терпимость, снисходительность, как это трактует словарь иностранных слов. Для меня быть толерантным означает искренне уважать другого человека, его язык, культуру и традиции, не делить людей ни по национальностям, ни по статусу и положению в обществе, ни по достатку. А еще жалеть братьев наших меньших, животных и птиц, беречь природу.
Этому она учит и ребят. Не только посредством организации мероприятий, посвященных праздникам народов, живущих в Карачаево-Черкесии, — русская Масленица, ногайский Сабантуй. Старается донести до них, что самые ценные качества в отношениях между людьми — уважение, добрососедство, взаимопомощь. И важно не то, насколько дорогой и красивый портфель у твоего одноклассника, а каков он сам: искренний, отзывчивый, доброжелательный или эгоистичный, агрессивный, лживый.
Ее уроки обычно интегрированные — перетекают из одного в другой. Например, украинскую народную сказку «Колосок» на литературе читали по ролям, а на рисовании изображали, откуда приходит хлеб. Потряс всех чеховский «Ванька» — каждый в своем письме Жукову написал, как сильно хотел бы с ним подружиться и ждет его к себе в гости. А на уроках окружающего мира дети сами изготавливают «Красные книги», защищают свои мини-проекты по темам «Насекомые» и «Животные», даже выступали в роли этих животных. «Я поймал жучка, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что к природе нужно прикоснуться только сердцем». За такой вывод она не ставит оценок — он просто изменяет жизнь.
Мальчишки и девчонки Тавгазовой с удовольствием играют в «тимуровцев»: помогают живущим по соседству старикам по хозяйству, ходят для них в магазин, в аптеку. Подкармливают зимой птиц и бездомных животных. Вывешивают весной скворечники. Работа в парах и группами тесно связывает ребят. Они готовы помочь друг другу.
— Но самое главное — никогда не видела, чтобы мои мальчишки и девчонки группировались по национальной принадлежности, — гордится педагог. — Более того, заметила, что большинство из них вообще не задумывается о национальности своих одноклассников. Дети ценят друг друга за совершенно иные качества, и, может быть, благодаря им так называемый национальный вопрос однажды навсегда будет снят с повестки дня в нашей многонациональной республике.
Но здесь, как и в воспитании вообще, многое зависит от родителей. Именно тандем «учитель — родители» становится залогом успеха воспитательного процесса. Без работы родителей труд учителя не будет плодотворным. Это Светлана Сафаровна повторяет практически на каждом родительском собрании, при личных встречах с мамами и папами. Ребенок перенимает привычки домашних, их отношение к окружающей действительности, копирует их поведение. И хорошо, если это поведение достойное...
— Чтобы воспитать и развить у детей чувства доброты, отзывчивости и толерантности, с первого класса провожу совместные уроки творчества по формуле: «Родители + дети + учителя = успех!». Учителями выступают родители, бабушки, дедушки... — рассказывает она. — Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка — школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе. Мы учимся помогать старшим, уважать их. С трепетом относимся к памяти наших дедов. Дети активно принимали участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Организуем «Фестиваль дружбы народов КЧР». В октябре к 70-летию депортации карачаевского народа защитили проектно-исследовательскую работу. Родители проводят мероприятия, активно участвовали в ее подготовке.
Детям мало знаний, которые они получают на уроках, считает Светлана Сафаровна, поэтому она как можно чаще старается проводить внеурочные мероприятия, праздники, вечера, встречи, которые ненавязчиво, но увлекательно продолжают задуманное на уроках, дают возможность самовыражения. На минутках поэзии дети сочиняют рифмовки, пишут стихи, сказки, что развивает не только любовь к прекрасному, но и заставляет мыслить. Составили «Дневник читателя», где ребята сами придумывают модель обложки, определяют главные мысли автора, делятся своими рассуждениями. Пишут сценарии, занимают призовые места в конкурсе стихов собственного сочинения. Их произведения внесены в сборник стихов города «Спешат в историю года».
— Тут очень помогают новые информационные технологии и современные средства обучения, — говорит Светлана Тавгазова. — В рамках модернизации образования наша гимназия получила много различных интересных информационно-технических новинок, которые я с большим интересом использую в своей работе, — это система голосования Votum, работа с мобильным классом и документ-камерой, многое другое. Эти виды работ позволяют оценить общую работу на уроке, увеличивают темп урока, и учащиеся лучше усваивают материал. А самое главное — это помогает сэкономить время для других видов деятельности.
Светлана Тавгазова уверена: успех ждет того, кто любит и умеет работать. Педагогическая наука имеет удивительную особенность: ее нельзя усвоить, ее нужно прожить, ее нужно открыть в самой себе.
— По существу, для хорошего воспитания мало нужно! Надо лишь понять, что нет и не может быть двух отношений к ребенку — человеческого и педагогического. Есть одно — человеческое. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостное приветствие, теплые объятия заставляют забыть обо всем, пробуждают в тебе силы и желание сделать все, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а становились все сильнее и ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить свое плохое настроение и идти вперед, дарить ученику радость познания и помочь ему поверить в себя и познавать все больше и больше. Я полностью согласна с Сенекой: «Уча других, мы учимся сами».
На Всероссийском конкурсе «Учитель года» она тоже училась, вновь и вновь познавая мир. Поняла для себя главное:
— Ничто не может помешать достичь профессиональных высот, если всю жизнь занимаешься любимым делом. Меня ценят коллеги, любят дети, уважают родители. Я счастлива, потому что отдаю тепло своей души. Счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Я достигла вершин!
|