На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Счастливый «Ах!»

Ольга Николенко мечтала стать педагогом, чтобы удивлять

Есть в мире предопределенность. И если не жизненного пути, то профессионального пути точно. Какими бы обходными тропинками ты ни следовал, какие бы отвлеченные маршруты ни рисовал, все равно выйдешь на шоссе своего дела. Это похоже на поиск любимого уголка в городе. Ты движешься по многолюдным улицам, бываешь в торгово-развлекательных центрах, на площадях, в театрах, но в какой-то из своих городских походов обязательно обнаруживаешь место, где тебе уютно и спокойно. И отныне оно становится твоей сокровенной тайной, твоим заветным убежищем, куда неизменно тянет. Те же чувства испытываешь, найдя свою профессиональную стезю. Главное — вовремя услышать голос сердца.

Как раз с сердечной привязанностью у Ольги Николенко, учителя биологии гимназии № 4 г. Оренбурга, проблем никогда не возникало. Сколько себя помнит, всегда мечтала быть учителем или врачом. Рассаживала игрушечных учеников или пациентов по местам, и начиналось целое действо под названием Игра.

Впрочем, было бы по меньшей мере странно, если бы у девочки появились другие пристрастия. Ведь мама Оли работала в детском саду. Причем дневала и ночевала в нем. В буквальном смысле. Случались дни, когда она оставалась на работе, и не только со своей малышкой, но и с другими ребятишками, которых не смогли забрать домой родители. Взрослые трудились на газовых промыслах в 70 километрах от областного центра, и зимой в этом степном краю частенько заносило дорогу. Вот тогда-то добрая волшебница, Олина мама, и брала детей под свою опеку. Чтобы не скучали, чтобы не плакали, чтобы ждали возвращения родителей. Как признается Ольга, именно это дружное, гомонящее и лопочущее детсадовское «семейство» и сыграло свою роль в выборе будущей профессии. И конечно, отношение к этому семейству мамы, ее любовь к детворе. Для Олиной мамы не существовало понятия «чужие дети». Какие же они чужие, если в случае очередного заноса шли к любимой воспитательнице домой, чтобы там согреться, успокоиться и сладко уснуть в ожидании пап и мам.

— Ольга Анатольевна, а вы не испытывали чувства ревности, ведь вас у мамы во время вьюжной зимы оказывалось так много?

— Нет, никогда. У меня было и осталось от тех времен одно ощущение — большой и крепкой семьи. Может, поэтому мои собственные дети росли с моим классом, как родные люди. У меня состоялось уже два выпуска. Как раз в этом году выпустила класс, где 7 лет была классным руководителем. Мы так сроднились, и дети, и родители, что, кажется, всегда были вместе. Сняли фильм обо всех 30 семьях. Очень трогательное зрелище.

— И совсем не бывает опасений, что следующий выпуск будет не таким родным, как предыдущий?

— Вы не поверите, но нет. Я выпустила два класса, и предыдущий тоже был как родной. Детям из первого выпуска уже по 28 лет, и они давно уже не дети, но мы до сих пор общаемся очень тесно. Меня это радует и вдохновляет. А их поступки, о которых мне становится известно, иногда поражают. Например, одна девочка из прошлого выпуска, еще даже не имея собственных детей, усыновила мальчика из неблагополучной семьи. Его мама злоупотребляла наркотиками, потом умерла, но моя ученица, даже зная наследственность ребенка, все равно взяла его на воспитание. Когда я об этом узнала, меня потрясло до глубины души сознание того, что эти ребята такие неравнодушные. Хотя, конечно, уловить эти черты можно было уже в прошлом. Дело в том, что мой предыдущий класс был профильный — химико-биологический, там в основном учились дети, чьи родители так или иначе связаны с медициной. Так что жалость, доброта были им изначально присущи. Моя ученица, о которой я говорю, так и сказала мне однажды: у людей дома живут кошки, собаки, кролики, попугаи, мы их всех жалеем, так почему при этом ребенок должен жить брошенным в детском доме? А через год эта девочка родила своего ребенка. Теперь у нее двое прекрасных детей, и обоих она считает родными. Такие поступки не могут не озарять сердце.

Кстати сказать, именно потому, что сама мечтала быть врачом и всех жалеть и лечить, Ольга выбрала биологию как предмет. Она, биология, стала связующим звеном между педагогикой и медициной. Правда, несмотря на то что игры с кукольными пациентами были столь же занимательными и увлекательными, что и игры с кукольными учениками, приоритет был отдан учительской профессии. Как уверяет Ольга, она на сто процентов была уверена, что поступит в педагогический вуз. Собственно, и не ошиблась. Поступила в Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова.

А потом в ее жизни случился дальневосточный период. Поскольку муж был военным, то пришлось Ольге отправляться вместе с ним к месту несения службы — между Владивостоком и Хабаровском. На целых пять лет. О том времени она вспоминает как о чем-то необыкновенном, вдохновенном и прекрасном. Например, до приезда Ольги в гарнизонной школе работала учительница из Петербурга Зоя Георгиевна Пашинская, которая задала учебе тонкий петербургский тон и превратила ее в увлекательнейший процесс. Ольге даже стало немного страшно, когда она увидела горящие глаза детей. От нее ждали открытий и потрясений. Что и говорить, немало слез, вызванных сомнениями в соответствии этой планке, было пролито молоденькой биологичкой. К тому же ее сразу окунули в работу: дали 40 часов нагрузки. Впрочем, может, эта занятость и выручила: некогда было распускать нюни, нужно было готовить детей к поступлению в вуз. И она подготовила. Несколько учеников даже поступили в петербургские университеты.

И уже в первый год своей педагогической деятельности она отправилась с ребятами в экспедицию. Примечательно, что, поскольку школа была гарнизонной, с ними в поход пошли и солдаты-охранники. Экспедиция была посвящена изучению природы Хабаровского края и имела целью восхождение на гору Боевую в городе Бикине. Впечатлений набралось масса, но самым незабываемым стало наблюдение за уссурийскими тиграми, которые частенько наведывались в предгорье и на саму гору. Природа потрясла и юную учительницу, и ее учеников. А еще больше потрясли люди, которые, как отзывается о них Ольга Николенко, там особенные, они просто влюбили ее в этот край. Ольга убеждена, что этот пятилетний период открыл ей дверь в профессию, позволил состояться как учителю. Именно там в 1998 году Ольга Николенко впервые приняла участие в конкурсе «Учитель года» и со стажем работы 2,5 года заняла 3-е место.

— Другими словами, вы попали в благоприятную среду.

— Мне очень повезло, что в моей жизни встретилось так много хороших учителей. Они в меня поверили, и это дало мощный толчок для развития. Между прочим, когда я приехала в Оренбург, то участие в конкурсе очень помогло мне. Здесь открывалась новая гимназия, учителей набирали по конкурсу. Детей — без конкурса, а учителей — по конкурсу. Понятно, что собраны были самые лучшие, самые передовые педагоги. Работая в таком коллективе, нужно очень стараться.

Конечно, уехав из дальневосточного региона, Ольга по нему тосковала. Особенно первое время. По этому краю невозможно не скучать, говорит она. Но Оренбуржье тоже не может не оставить в сердце след. Тем более это родина и Ольгиной мамы, и самой Ольги. Здесь поэзия просторов, степей. Ольга с ребятами с 2003 года регулярно бывала в разных уголках страны, объездила пол-России, но вернуться всегда хотелось на оренбургскую землю.

— А что в ней особенного?

— О-о, хотя бы наши уникальные степи! К нам как-то приезжали голландцы, так они не поверили, что в оренбургской степи можно найти дикие гвоздики и орхидеи. Пришлось показывать. Вообще это изумительные места. Здесь летают степные орлы с размахом крыльев до двух с половиной метров, водятся сайгаки, старожилы видели и тарпанов, но сейчас, к сожалению, встретить этих диких лошадей большая редкость.

— А что детям дает участие в таких экспедициях?

— Познание мира. У меня один мальчик написал, что ему экспедиции позволяют ознакомиться с природой не по книжкам и рассказам, а вживую. Это меняет представление об окружающем мире. Он написал, что благодаря таким поездкам становится добрее. Я сама ощущаю огромный заряд энергии после них. Так получилось, что в этом году из-за подготовки к конкурсу не удалось побывать в экспедиции, и этого очень не хватает. Вы спросили, что дает ребятам участие в походах, а ведь это не только романтика, посиделки у костра, общая каша из котелка, но еще и навык исследовательской работы. И конечно, общение, которого так не хватает детям. Хотя наш контингент — это дети образованных родителей, иногда имеющих по два высших образования, дети, объездившие многие страны мира. Но вот какой казус. 2 года назад я повезла их на профильную практику в Москву и, стоя на Красной площади, спросила: кто впервые посещает это место? Из 24 человек подняли руки 20...

Для меня было большим удивлением узнать, что дети, гулявшие по Риму и Парижу, никогда не были в сердце нашей страны. Это неправильно. Сейчас, кстати сказать, эти же ребята по прошествии времени самым ярким событием школьной жизни называют именно эту поездку, тем более что после Москвы мы побывали в Петербурге на репетиции праздника «Алые паруса». Зрелище незабываемое. А в Москве мы посетили музей в Бауманке, и мальчишки из класса просто замерли от восхищения, когда увидели, что сделано руками выпускников знаменитого вуза. Это практически все, что нас окружает. Поэтому совсем не случайно мои выпускники выбрали потом вузы Москвы и Петербурга, и все поступили на бюджет.

— Когда вы проводили мастер-класс, то упомянули о таинственной коробочке, которая есть у вас в классе...

— Да, есть такая коробочка, — улыбается Ольга. — Мои дети в пятом классе начали заполнять ее своими просьбами: что бы им хотелось, чтобы происходило на уроке, какие темы они хотели бы затронуть на классных часах, какой урок им кажется интереснее, а какой скучнее и т. д. Одно время я смотрела письма каждый день и отвечала детям тоже письмами. Потом надобность в ежедневном просмотре отпала, и теперь письма мы читаем в конце учебного года.

— И что же дети вам подсказали, что предложили?

— Например, им нравятся лабораторные работы, создание моделей. Кроме того, благодаря ребятам возникла балльная система, где каждый накапливает баллы за работу в классе, и когда сумма становится приличной, баллы переводятся в оценку. Плохую оценку я всегда успею поставить, а вот система накопления баллов создает ребенку ситуацию успеха. У каждого есть шанс сделать шаг вперед.

— Если бы вас снова поставили перед выбором: врач или педагог, в пользу чего склонилась бы чаша весов?

— Знаете, когда я писала своим выпускникам в альбом письмо, то сказала, что вузов в стране много, и каждый из них дает хорошее образование. Главное — сделать правильный выбор. Я считаю, что сама когда-то сделала этот правильный выбор, потому что ни одного дня не пожалела о нем. Хотя у меня была возможность сменить вид деятельности. Например, уйти преподавать в медицинскую академию, в частную школу, в центр дополнительного образования. Мало того, я даже пробовала это сделать. Но поняла, что не смогу, что это не мое. А школа — это то, что всегда со мной. Я ведь сразу выбрала педагогический вуз, а не медицинский. И даже когда приходила на практику, всегда готовилась основательно. Мне хотелось, чтобы на моем уроке ребята воскликнули: «Ах!», чтобы они удивились, изумились, восхитились. Я с удовольствием наблюдала за уроками молодых коллег, опытных учителей, училась у них, благо моими наставниками были прекрасные педагоги.

Между прочим, Ольга Николенко, несмотря на отданные педагогике 19 лет, вовсе не боится профессионального выгорания. На этот счет у нее есть один рецепт. Например, участвовать в конкурсе профессионального мастерства. Да, это трудно, да, это эмоционально затратно, но в то же время это мощная подпитка. Конкурс, как говорит Ольга Николенко, заряжает ее на долгие годы вперед. И мало того, от признания, от оценки, что ты делаешь все правильно и двигаешься в нужном направлении, крылья вырастают за спиной. Хочется парить. Прямо как степной орел на просторах Оренбуржья.

Наталья Алексютина, «Учительская газета», № 46 от 18 ноября 2014 года



Гущин Д. Д.