В классе только девочки
Мальчики — с другой планеты
Учитель начальных классов Наталья ТАРАКАНОВА — сторонница гендерного подхода к обучению. Психическое развитие у девочек и мальчиков, и это особенно заметно в младшем школьном возрасте, абсолютно разное, будто это существа с разных планет. Разные у них способы восприятия информации, динамика роста, интересы. И ее школа № 7 позволяет в этом убедиться наглядно, ведь здесь есть и смешанные классы, и сформированные сугубо по гендерному принципу.
— Девочки умеют, вопреки расхожему мнению, — отмечает Наталья Владимировна, — сотрудничать друг с другом. Хотя, конечно, и без соперничества, интриг и попыток снискать благосклонность тех, кто у них в данный момент в авторитете, не обходится. Девочки быстро настраиваются на работу, но к концу урока их интересует уже не изучаемый материал, а что-нибудь совсем другое: вопросы красоты, проблемы взаимоотношений. Для того чтобы удержать их внимание, требуются эмоционально значимые образы. Девочки обособляются от мальчиков, чувствуя свое превосходство, они и говорят лучше, и понимают больше, и они с негодованием относятся к «тормознутым» сверстникам. А у тех в свою очередь при таком отношении подспудно вырабатывается комплекс неполноценности, и к 5-6-му классу затравленные девчонками-«занозами» мальчишки нередко превращаются в «хронических нарушителей» школьных устоев. На мой взгляд, обучение девочек и мальчиков с учетом их природных физиологических потребностей и гендерных различий возможно и эффективно, поскольку равноправие в образовании предполагает не отрицание и стирание этих различий, а возможность для более полной реализации личности.
Наталья Тараканова говорит: «Воспитание личности — штучная работа. Пока не пробьешься к сердцу ребенка, считай, что ты ничего и не сделал».
Будучи родом из поселка Карымское Читинской области, Наталья Владимировна не побоялась кардинальных перемен своей жизни и рванула к берегам Тихого океана. Освоив курс педучилища, решила продолжить обучение в Камчатском госуниверситете имени Витуса Беринга. Ее интересовали педагогика и методика начального образования. И дебютантка с самых первых шагов в профессии отчетливо понимала, что авторитет учителя вместе с дипломом не выдается. Она вполне явственно осознавала, что авторитет не имеет ничего общего с требованием о беспрекословном послушании, авторитарным управлением ребенком. Значит, нужно было налаживать эмоциональные, духовные связи. А как?
Вот тогда она и поставила перед собой задачу — сформировать стиль взаимоотношений с учениками, который помогает ребенку учиться с радостью, когда дети идут в школу с удовольствием и не теряют этого ощущения с годами. Один неверный шаг, неловкое замечание педагога может отбить у маленького человека желание учиться. Его потом непросто восстановить.
Педагог открыла свой клондайк любви для абсолютно всех маленьких старателей, шалунишек и бук, всезнаек и неисправимых мечтателей. И они, обогатившись ее любовью, раскрыли свои сердца навстречу. Так она осознала, что истина живет только в открытой душе, а авторитет — только в чистых устах. Об этом говорил еще Бенедикт Спиноза. Своим профессиональным кредо Наталья Тараканова считает афоризм Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». А еще она убеждена: чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому.
— Учитель — уникальная профессия, живая и деятельная, — делится своими размышлениями Тараканова. — С выбором профессии я определилась еще в первом классе, видя перед собой идеал первой учительницы Стеллы Семеновны Пестуновой. Красивая, внимательная, чуткая, с обаятельной улыбкой. Она не только научила читать, писать, считать, но и вселила уверенность в своих силах, убедила в том, что всегда нужно двигаться вперед, к своим целям. И хоть путь к вершинам нелегкий, но мы сможем достичь любых высот. В Стелле Семеновне меня покорило все: энергия творчества, чувство юмора, терпение, справедливое отношение к своим ученикам. Мы всем классом восхищались этой уникальной женщиной и мечтали быть на нее похожими. Я воплотила свою мечту и ни разу об этом не пожалела. Каждый день, несмотря на трудности, с удовольствием хожу на работу. Нельзя останавливаться, надо идти вперед. Видеть горящие глаза детей, их успехи — в этом мое профессиональное счастье.
«Я знаю, для чего мне нужны те или иные знания и как я могу их применить» — это основной тезис метода проектов Натальи Таракановой. Она говорит, что дети младшего школьного возраста по природе своей творцы и исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Проектная деятельность как нельзя лучше помогает ей организовать образовательный процесс, направленный на развитие познавательных творческих навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем!
— Что может быть интереснее для учителя, — считает педагог, — чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Наталья Владимировна считает, что работать в школе сейчас интересно. Можно использовать интерактивную доску, технические средства, подготовить презентацию по любому предмету, переключить внимание детей, преподнести материал доходчивее. Ребята сейчас развитые, раскрепощенные. Только вот компьютер с его играми с малых лет вытесняет из их жизни хорошую книгу.
Поэтому на уроках у Таракановой девчонки решают для себя, что такое любовь и дружба, верность и предательство, страсть к преодолению и характер. Порой для лучшего понимания прочитанного произведение инсценируют, проигрывая ситуации, пропуская переживания через себя, юные леди осознают, какими чувствами руководствовались герои и как не превратить свою судьбу в игрушку обстоятельств. Наталья Владимировна относится к актерскому ремеслу весьма серьезно, она неустанно оттачивает и свой талант к преображению, видя, как нередко он помогает ей и в повседневной жизни, и на уроках, когда небольшая интермедия в самый напряженный момент способна вызвать разрядку у маленьких зрителей, и вот они уже готовы работать дальше.
А еще Тараканова увлечена красотой движения, она занимается бальными танцами. И это тоже помогает ей в школе. Вот и Джеймс Браун, одна из самых влиятельных фигур в поп-музыке XX века, уверял, что любую проблему на свете можно решить танцуя. А балерина Мелисса Хейден твердо держалась мнения: «Умение танцевать дает тебе величайшую из свобод: выразить всего себя в полной мере таким, какой ты есть». Вот и Наталье Владимировне танец позволяет учиться быть искренней и слушать свое настроение.
— Учитель должен быть способен, — рассуждает Наталья Тараканова, — заражать своей увлеченностью, которая приводит в движение и душу, и мысль ученика. Охота, с которой дети идут к нему на занятия, — вот критерий, который невозможно сфальсифицировать. Ребенка не обманешь: он тянется к тому, кто помогает ему стать сильнее, увереннее. Человеку необходимо чувствовать, что он растет. И он с радостью идет туда, где ему дают возможность попробовать свои силы во всем, не только в решении задач. Интерес ребенка — это не дополнительный бонус. Это основа. Это воздух! Да, есть требование правильных ответов на правильные вопросы, необходимость решения типовых задач, знание набора обязательных сведений. Но техника и стандарты не отменяют радостного пребывания ребенка и учителя в классной комнате.
Знание, которого ждут от учителя дети, убеждена Наталья Владимировна, всегда результат разгадывания тайны, и в этом же тайна хорошего учителя.
— Учитель, — считает она, — особенный человек: он принадлежит сразу двум мирам — детскому и взрослому. Как же важно не выпасть ни из одного, и ни из другого! Ведь работа с детьми не бывает улицей с односторонним движением — идет обмен, взаимодействие, переход активностей. Получается, педагог должен обладать некой незавершенностью собственного развития, оставаться открытым. Открытым в первую очередь для ребенка. Ведь, уча и воспитывая, можно не только давать, но и брать. Выходит, что и учитель может учиться, причем учиться у детей! Учиться свежести и радости детского мировосприятия, естественности поведения, отсутствию предвзятости и стереотипов, нетрадиционному взгляду на привычные вещи.
Наталья Тараканова любит читать. Но, говорит, найти информацию в учебниках, энциклопедиях, книгах несложно, важно уметь ее сегментировать, вычленить нужное, понять и принять. Иногда для этого стоит примерить на себя диадему принцессы, построить модель своего будущего дома или расслабиться, посмеявшись. И никогда не помешает поговорить по душам, выяснить, какие вопросы следует задать учителю или какие ответы следует искать в фолиантах ученых, для того чтобы это действительно заработало.
Вельможные дамы в каретах и грациозные кошки, черно-белые краски заснеженного леса и красные бутоны роз в оранжевой вазе, будущая семья и родной дом. Так рисуют школьники. Так они видят мир. А чтобы это видение приобрело вид мастерства, Наталья Владимировна проводит с ними особые уроки. Ее ученицы попеременно пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, архитектора, дизайнера, зрителя, критика — ценителя художественного произведения. Это способствует развитию их интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию явлений искусства, формированию многообразных представлений о различных гранях пластических искусств, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений. И вот они уже креативные артисты и дизайнеры!
— Иногда мы сомневаемся в своем счастье, — улыбается учитель. — Бывает, откровенно жалуемся на судьбу. Но когда идешь по Петропавловску-Камчатскому, а навстречу тебе ученики с широко открытыми объятиями, когда ты вместе с детьми громко кричишь «ура!» при объявлении победителей, когда родители твоих выпускников становятся настоящими друзьями для тебя, когда ученики вручают тебе грамоты, подписанные корявым детским почерком, объясняя это тем, что классу вчера много грамот дали, а учителю нет, ты понимаешь, что счастье есть, и оно в твоей работе. Счастье каждый день слышать громкий гул школьных коридоров, необыкновенную тишину уроков, топот множества крепких детских ног и чувствовать свою сопричастность этому емкому слову — школа. Да, я счастлива, потому что я учитель и влюблена в свою идею, которой можно посвятить все свои силы и свою жизнь. Я твердо уверена: это мое место! Я им нужна! Я это могу!
|