На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


И вечный бой! Математический...

Питомцы Николая Масленикова учатся без домашних заданий

Николай Васильевич МАСЛЕНИКОВ запомнился, наверное, всем участникам конкурса в Мытищах. Если нужны были помощники из зала, он вставал одним из первых, если задавали вопрос и зал отвечал молчанием, он был среди тех, кто брал слово. И вовсе не потому, что хотел «образованность свою показать», а потому, что понимал, как чувствует себя выступающий, если после его вопросов или просьб повисает неловкая пауза. Спокойный, уравновешенный, доброжелательный, Николай Васильевич в дни конкурса обратил на себя внимание многих. И мое тоже. Безотказность и готовность помочь ярославского информатика вызывали симпатию и желание узнать о нем больше.

С детства Николай радовал родителей и учителей своими успехами в учебе и любознательностью. Он с удовольствием ходил в школу, увлекаясь новыми предметами и в каждом проявляя себя с наилучшей стороны. Участвовал в олимпиадах и нередко выходил в призеры. В выпускном классе стал победителем региональной олимпиады по биологии и получил право поступать на биофак университета без экзаменов. Но от почетного права отказался. Потому что больше биологии любил математику и уже давно наметил для себя другой факультет и даже другой вуз — физмат Ярославского педагогического института имени Ушинского. Выбор был осознанным. Дело в том, что именно в педагогическом существовала знаменитая математическая школа профессора, доктора физико-математических наук Александра Сергеевича Тихомирова. Один из лучших учеников академика Колмогорова возглавлял в Ярославском педагогическом кафедру алгебры и продолжил традицию проведения всесоюзных школ-семинаров по алгебраической геометрии. В 1984-1988 годах на базе кафедры состоялись 4-я, 5-я, 6-я всесоюзные школы-семинары. В работе этих школ постоянно участвовали крупнейшие специалисты по современной алгебраической геометрии и другим передовым направлениям математики. На факультете преподавали талантливейшие математики Владимир Григорьевич Шендеровский и Дмитрий Юрьевич Кузнецов. Обо всем этом Николай Маслеников узнал, посетив по совету школьного педагога день открытых дверей факультета. И сразу же решил, что хочет учиться только там. Но решить не значит поступить. Конкурс на такой славный факультет тоже был соответствующий. Николай поступил. В одной группе с ним учились 16 медалистов (всего же было 25 человек, 10 из них окончили институт с красными дипломами). Николай тоже был отличником. Учился с желанием и интересом и о школе, конечно же, не думал — по окончании поступил в аспирантуру на кафедру алгебры и теории чисел. А незадолго до этого у Николая и его жены, учившейся с ним в одной группе, родился первый ребенок.

Забота о семье заставила задуматься о подработке. Вначале Николай работал в одной из строительных фирм. Но однажды жена, вернувшись из школы, где работала учителем математики, рассказала, что неожиданно посреди учебного года уволился информатик и вести уроки некому. С надеждой посмотрела на мужа: «Ты ведь искал подработку...»

Долго уговаривать мужа не пришлось. В той самой школе Николай к этому времени уже вел математический кружок, в котором готовил способных ребят к популярным в Ярославле математическим боям и решению олимпиадных задач. Кого-то из ребят он знал, многие знали его. Новый опыт не пугал, наоборот, было интересно. Информатика и программирование привлекали Масленикова не меньше любимой математики. Так, Николай Васильевич неожиданно для себя стал учителем и прижился в школе. На первых порах ему очень помогали учителя математики Наталья Александровна Некрасова и Ольга Ивановна Чубукова. С математикой, кстати говоря, не расстался — ежегодно готовил школьные команды для участия в математических турнирах городского и межрегионального уровней.

В Ярославле математические бои проводятся не один десяток лет. Их популярность напрямую связана с сильной математической школой Ярославля. В 1992 году профессора и преподаватели физмата Ярославского педагогического университета организовали областную заочную математическую школу. Вскоре в Ярославле начали проводиться летние и зимние математические школы. К коллегам из педагогического университета присоединились преподаватели профильных кафедр Ярославского государственного университета имени Демидова. Практически каждая школа считала долгом чести выставить свою команду на математический турнир, где членами авторитетного жюри являются преподаватели заочной школы. Среди наиболее известных экспертов Сергей Геннадьевич Волченков, доцент кафедры математического анализа ЯрГУ им. П.Г.Демидова, член жюри и методкомиссии всероссийских олимпиад школьников по математике и информатике, автор многих математических задач различного уровня, тренер призеров и победителей всероссийских и международных олимпиад школьников, а также доцент кафедры алгебры и геометрии ЯрГПУ имени Ушинского Сергей Александрович Тихомиров. Членами жюри и тренерами сборных команд, направляемых на межрегиональные соревнования, являются молодые математики классического и педагогических университетов Ярославля.

Я так подробно пишу об этом, чтобы было понятно, что именно удержало в школе талантливого математика, подающего надежды аспиранта. Он пришел не на «голое поле», а влился в систему математического образования, отлаженную и прекрасно функционировавшую в регионе. Даже в его школе, которая с 1997 года получила статус гимназии и соответственно гуманитарный профиль, работают сильнейшие математики. Никто из них не ушел в другие учебные заведения, хотя уйти было куда: помимо сильнейшей 33-й ярославской физико-математической школы в те годы открылась еще одна, 58-я, школа с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла. Но коллектив сохранился, и это дало возможность руководству открыть в гимназии профильный класс информатики. Да и с теми, кто учится в гуманитарных классах, гимназические учителя математики работают всерьез, не делая скидок на предпочтения.

- Николай Васильевич, не сложно работать с детьми, ориентированными на изучение языков, литературы и истории? — интересуюсь я.

- Я бы не сказал, что сложнее, чем где бы то ни было. Дети к нам приходят хорошие, мотивированные, у них правильные установки, что, конечно же, во многом идет от родителей. Многие наши выпускники добиваются успехов, причем не только на гуманитарной стезе. Меня особенно радует, когда они забегают в школу поделиться своими успехами. Радуют, а не коробят, как некоторых учителей, их признания типа: «Я многого достиг сам». Для меня это означает, что работа педагогов была тонкой, ненавязчивой и велась в верном направлении. Пусть так и думают, мы-то знаем, что без грамотной работы учителей здесь не обошлось.

- Неужели в вашей работе нет проблем?

- Ну как без проблем? Конечно, есть. С одной из них, насколько мне известно, столкнулись почти все информатики, работающие в школе. Раньше дети лучше относились к предмету, охотнее оставались на внеурочные занятия. Уговаривать никого не надо было. Это было связано с тем, что дома мало у кого были свои компьютеры и тем более Интернет. Теперь новизна предмета пропала. С гаджетами проблем теперь нет даже на селе, большинством детей они воспринимаются исключительно как развлечение. На наших уроках мы говорим о серьезных вещах, непростых во всяком случае. Напомню, что две трети (или 66 процентов) содержания информатики как учебной дисциплины — это языки программирования. Чтобы освоить их, нужны определенные усилия. Далеко не все хотят их прикладывать.

Я не успела задать Николаю Васильевичу один из двух традиционных русских вопросов. Он сам заговорил о том, что можно и нужно делать в сложившейся ситуации. По его мнению, проблемы хороши именно тем, что подталкивают к поиску оптимальных решений. Одним из способов может быть сотрудничество между учителями, ведущими другие предметы, установление межпредметных связей. Если коллектив работает заинтересованно и сообща, мотивация детей повышается многократно. Например, компьютерное моделирование поможет в изучении физики и географии, да и в изучении других предметов информатика может сыграть положительную роль. Главное — заинтересовать ученика, поставив сложную, но вместе с тем выполнимую задачу.

За годы работы у Масленикова сложились свои принципы, которые помогают ему добиваться неплохих результатов. Например, он никогда не ставит оценку по итогам одного урока. Всегда дает время доделать, переделать, улучшить. Но при этом всегда заранее объявляет дедлайн — ставит черту, после которой работа уже не принимается и соответственно не засчитывается.

- Нужно добиться четкого понимания оценки. Каждый должен понимать, за что ему поставлен тот или иной балл. Все мои ученики знают, что в требованиях есть минимум и нет максимума, то есть все имеют возможность проявить творческую инициативу, улучшить свой результат.

- Но ведь дети могут попросить помочь родителей или старших товарищей, сведущих в информатике. Николай Васильевич, как узнать, что работа самостоятельная?

- Я никогда не задаю домашних заданий, не даю копировать работы, начатые в классе, на съемные носители за исключением косметического оформления готовой работы. Мне важно видеть процесс, а не результат. И если сделано дома, процесса не видно.

Подозреваю, что многие родители были бы только за, если бы и другие предметники последовали примеру Масленикова — не задавали домашних заданий. Но для кого-то, возможно, этот момент отрицательный — на домашних заданиях можно реально улучшить оценки. Но ведь отметка не равна знаниям.

12 лет Николай Васильевич является заместителем директора, отвечает за информатизацию, ведет школьный сайт, помогает издавать школьную газету. Ему предлагали и директорство в другой школе, но он предпочел остаться в родном коллективе, так как больше регалий и должностей ценит возможность работать с единомышленниками и учить хороших детей. А директорская должность сегодня предполагает почти полный отказ от преподавательской деятельности.

Прошу Николая Васильевича рассказать о его семье и увлечениях, не связанных со школой. Хобби оказалось неожиданным для информатика — Николай Васильевич любит свой сад и огород, уважает труд на земле, выращивает сортовые фрукты и овощи. Его сыновья учатся в той же самой гимназии, где преподают мама и папа, успешно занимаются спортом. Поскольку женский контингент преобладает в их школе, мальчикам приходится во время подготовки гимназических балов участвовать в трех танцах: всем девочкам партнеров не хватает. Репетировать приходится по 3-4 часа без перерывов. «Но это хороший опыт, — улыбается Николай Васильевич. — У меня такого не было в свое время».

С гордостью говорит он о своей жене, педагоге в пятом поколении. Ее мама ведет химию в той же гимназии, бабушка в свое время преподавала в начальных классах. В роду жены трое заслуженных учителей. Семья Маслениковых представляла Ярославскую область на Национальной премии общественного признания «Семья России» в номинации «Династия» в 2008 году. Родители самого Николая Васильевича к школе отношения не имели и предположить не могли, что сын станет лучшим учителем Ярославской области. С благодарностью вспоминает Маслеников Ларису Александровну Ремизову и Владимира Ивановича Беляева — учителей школы № 6, где он учился. Возможно, в том, что он стал учителем, есть и их заслуга.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 05 от 3 февраля 2015 года



Гущин Д. Д.