На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Все дело в дружбе

Победа для Натальи Дмитриевой — это момент, когда в детских глазах загорается свет доверия

«Пасмурную погоду может исправить только улыбка», — говорит перед уроком Наталья Дмитриева. И вправду, вот она улыбнулась, и весь класс как по команде вслед за любимой учительницей расцвел радостью, заискрился очаровательным лукавством, оживился. Сегодня третьеклашкам предстоит поговорить о доброте, любви и дружбе. Обо всем этом они прочли у Сергея Козлова в его книжках о ежике и медвежонке. Кстати, а вот и они сами — и ежик, и медвежонок. Оказывается, это Наталья Александровна принесла в школу свою коллекцию плюшевых мишек, а ее коллега, поддержав, поделилась ежами, которых — ух ты! — она собирает. Вот так все удачно и сложилось. Впрочем, у них в гимназии № 39 имени Фридриха Шиллера всегда все складывается удачно. Автор «Оды к радости» им явно благоволит.

А ведь родители Натальи Александровны хотели, чтобы она стала врачом. Та даже сходила после 9-го класса написала диктант в медицинском училище. Но на этом дело и закончилось. Девочка пошла в только что открывшиеся лицейские классы при интернате на Знаменке, там читали лекции преподаватели пединститута. Судьба была предрешена.

Нет, конечно, когда-то в Волховском педучилище училась и бабушка, но не проработала она в школе ни дня, а полученное образование в работе товароведом вполне пригодилось. Другое дело мамина сестра, вот это учитель! Она со своим классом и на экскурсии ездила, и праздники устраивала, и племянницу всегда звала в компанию. Возможно, тогда и проснулся в Наталье интерес, а что за профессия это такая, что всегда вокруг тебя горящие глаза, а как добиться этого?

Выпускные экзамены в лицее тогда приравняли к вступительным в вуз. Единственная загвоздка была в том, какой факультет в Орловском госуниверситете выбрать. Наталье хотелось выучиться и на историка, и на психолога, и на логопеда. Но ее спросили: «Может, попробуешь в музыкальную группу?» И она, выпускница музыкальной школы, решилась именно на начальную школу с возможностью преподавания музыки.

Работала воспитателем группы продленного дня, работала в комплексе начальная школа — детский сад № 48. Их дети уходили сразу в 5-й класс. Сейчас, когда по ФГОС вернули внеурочку, Наталья Дмитриева воскликнула: «Да это же практически то, что мы делали!» У них были танцы, изостудии, шахматы, ходили они с детьми и на станцию юннатов. После такой подготовки ребята приходили в школу, и все праздники и КВНы были на них. Они умели учиться, умели они и радовать выступлениями. Там ей повезло с мудрыми наставниками, такими как Тамара Васильевна Федько. Наверное, из-за таких людей в моменты упадка сил желания сказать «Хватит!» не возникало. Но перемен душа ждала.

Очередной ее класс выпускался, было грустно, и она решила сходить в школу к дочке, где требовался учитель начальных классов. Вот так уже пятый год Наталья Дмитриева зажигает по утрам улыбки на милых лицах своих малышей. И гордится их успехами: «Ой, какое же устроил представление Женя на конкурсе чтецов!», «Какая умница Алина!».

Наталья Дмитриева вообще не делит учеников на плохих и хороших. В каждом есть что-то уникальное. Есть невнимательные учителя, которые не пригляделись к ребенку, не увидели за ошибками в диктанте способности выразительно читать стихотворения, не расслышали чистый голос, не заметили быструю реакцию при решении математических задачек. Так что неуспеваемость школьника — беда не его, а учителя, убеждена Наталья Александровна. А еще она уверена, что профессионально непригоден тот педагог, который допустил превращение ребенка в хронического двоечника.

— Наблюдать за детьми огромное удовольствие. Они тебя просто-таки заражают непосредственностью, искренностью и открытостью. Именно у них я научилась радоваться любому положительному результату, даже малому, легкости в общении и умению разбираться в людях. Дети это умеют делать как никто другой, — улыбается Наталья Александровна.

Со своими учениками она тоже постоянно чему-нибудь учится. Образовательная система не стоит на месте, все время в ней что-то меняется, появляются другие программы и подходы к построению уроков, образовательные стандарты. Новизна не пугает педагога — наоборот, она ей интересна. Раньше Наталья Александровна работала по программе «Школа России», сейчас взяла перспективную начальную школу. Работать с незнакомым материалом ей нравится, потому что встречается нечто неожиданное, потому что программа углубленная, развивающая. Обложится Наталья Дмитриева вечером учебниками и сидит изучает, программа-то хоть и хорошая, но немножко сложноватая.

— Я люблю детей, я живу ими, — говорит Наталья Александровна. — Каждый день, переступая порог класса, я вглядываюсь в их глаза, заряжаюсь активностью, непосредственностью и понимаю, что я не ошиблась в выборе профессии.

Перед детьми она ставит проблему: как писать трудные слова, как решать незнакомые задачи. В течение урока они решают их сами: «Я в этом случае лишь направляющий. Получается, что не я, как учитель, проговариваю это правило, а ребята. Тем самым быстрее и надежнее его запоминают, потому что пришли к нему через поиск, через испытания в виде упражнений. На мой взгляд, это верный подход».

Они вместе читают и размышляют. Вызвал как-то на большой разговор ребят «Слон» Куприна. «А из-за чего она заболела? — заволновались школьники. — А может, она вовсе обманывала всех, прикидываясь больной, раз, увидев слона, выздоровела?» «Я знаю, как называется такая болезнь, — авторитетно заметил знаменитый чтец Женя, — это депресняк!» — «Жень, это как?» — «Я вот «Ворониных» смотрю, там так сказали». Вот такие они смешные и непосредственные. Они все слышат.

На кружке «Любители русской словесности» они часто вместе сочиняют сказки. На занятиях внеурочной деятельности «Мир глазами художника» ребята делают иллюстрации к сказкам, печатают их и создают свои книжки.

— Мы, взрослые, порой так загружены повседневностью, что не обращаем внимания на очевидные и важные вещи: с детьми нужно просто говорить. Не вполуха слышать их, как это часто бывает с родителями, а слышать и говорить обо всем на свете. В последние годы я убеждаюсь, что большинство наших ребятишек, даже если у них полноценная семья, достаток, обделены вниманием. Это печально! — вздыхает Наталья Александровна. — Понять ребенка несложно, нужно только попытаться.

Часто родители ей звонят и спрашивают: «Наталья Александровна, вы вот писали письма Деду Морозу, что там моему ребенку нужно?» «Сейчас посмотрю», — отвечает она. Да, нередко учитель становится поверенным детских тайн скорее, нежели родители...

Дмитрий Лихачев говорил: «Общаясь, люди создают друг друга!» А кто, как не учитель, вопрошает Наталья Дмитриева, создает в общении со своими учениками ту атмосферу любви, взаимодоверия, сотворчества, в которой даже самый заядлый лентяй чувствует себя успешной, одаренной и многогранной личностью.

— С моей точки зрения, — отмечает коллекционер плюшевых медвежат и детских улыбок, — учитель — это камертон. Как камертон — эталон тона постоянной и определенной чистоты, так и учитель — это эталон чистоты помыслов, незатуманенности взглядов, ясности ума. Успех обучения зависит от того, как находят общий язык дети, учителя и родители. Зачастую взрослые и дети не слышат друг друга. И здесь учитель становится проводником в мир детской и подростковой психологии, ведь все эти девчонки и мальчишки большую часть своего дня проводят именно в школе и со всеми своими проблемами и наболевшими вопросами зачастую идут не к маме и папе, а к учителю. А он помогает преодолевать эту пропасть, ведь он навсегда остался в стране невыученных уроков, но живет в ней, руководствуясь уже совершенно другими понятиями, с высоты жизненного опыта умея воспроизвести без фальши стук маленького беззащитного сердца ребенка так, чтобы его услышали его родители.

Дочка Вика и муж Сережа относятся к их неугомонному педагогу бережно. Стараются и поддержать, когда надо, и вытащить отдохнуть, когда видят: зашивается. Они любят путешествовать по орловскому краю — Спасское-Лутовиново, Орловское Полесье, Сабуровская крепость, любят и отдыхать у моря. За границу пока не выбирались, наслаждаются российскими просторами и бабушкиным садом-огородом, любят собирать грибы. Дома Наталья читает, вышивает, вяжет, ухаживает за белоснежным котом Семой, морской свинкой и попугаем Кешей. Слушает Листа, Шопена, хорошую эстраду. В их доме любят гостей, их потчуют всяческими кулинарными шедеврами, в этом Дмитриева тоже мастерица.

Познакомились они с Сергеем 19 лет назад на свадьбе у друзей. Она и он были там свидетелями. Через два года поженились. Через пять у них родилась Виктория. Их солнышко, их подружка.

«Дружба — это любовь без крыльев», — уверял Байрон. А вот Наталья Дмитриева убеждена, что дружба — это все, надежда и опора, настроение и защитная сфера, воодушевление и отдушина. На конкурсе «Учитель года России – 2014» орловчанка сдружилась с коллегами из Крыма и Севастополя, Новосибирска, Калужской области, ведь друзей не может быть слишком много. И поняла, что в критической ситуации она в состоянии не запаниковать, а даже добиться успехов. Конкурс подарил ей вдохновение. Множество впечатлений и идей.

С 2004 года в Орловской области действует региональное профессиональное объединение «Учительское единство», Наталья Дмитриева стала его членом в 2010 году. С тех пор она участвует и в обучающих семинарах, и в открытых уроках, и, конечно же, в подготовке к региональному этапу конкурса профессионального мастерства. В этом году она взвалила на свои плечи и работу методиста. «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед...» Этими словами Эмиля Золя орловский педагог и руководствуется по жизни.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 01 от 6 января 2015 года



Гущин Д. Д.