Выигрывают не генералы, а те, кто умеет быть терпимее к другим и требовательнее к себе
Игорь ГОРОБЕЦ, учитель года – 2014 Томской области, принадлежит к той категории педагогов, для которых школа — дом. Первый или второй, он и сам точно не скажет.
За парту маленький Игорь впервые сел гораздо раньше, чем его сверстники. Больше того, в кабинете директора оказался, еще не став учеником Корниловской средней школы — той самой, в которой теперь работает.
— Мама была учителем русского языка и литературы, а заодно вожатой, — рассказывает Игорь Сергеевич. — Кабинет директора часто служил для меня игровой комнатой. Однажды, забравшись на стол (мне было тогда 6 лет), я сказал директору Ефиму Самсоновичу Овчарову о том, что буду здесь работать. И спустя десять лет в выборе моей профессии этот человек сыграл очень важную роль, доверив вчерашнему выпускнику, не поступившему в университет, вести уроки истории в родной школе. А ведь многие осудят, как так? Он смог заметить то самое зернышко, которое должно было дать плоды, или просто хотел, чтобы оно было — как садовник, ожидающий, что маленький росточек станет плодоносящим деревом?
Игорь мечтал стать учителем, но в 90-е, когда педагогам не платили зарплату, решил, что надо выживать. Подал документы на престижный юридический факультет Томского государственного университета. Не прошел по конкурсу и теперь понимает, что к счастью. Вернулся домой, в родную школу — жить и работать. Впрочем, по его словам, тогда его трудно было назвать учителем:
— Я просто рассказывал ребятам тот предмет, который знал лучше всего. Был информатором, хотя хотелось, чтобы мой предмет — история — был самым любимым в школе. А может быть, мне хотелось, чтобы был интересен я?
Через год, уже четко понимая, что другой дороги нет, он легко поступил на исторический факультет Томского государственного педагогического университета.
— Педагогический университет сыграл огромную роль в становлении меня как педагога, — считает Игорь Сергеевич. — Конкретнее, те преподаватели, с которыми я общался, у которых учился быть таким, как они, умеющим интересно преподнести материал, делиться им с ребятами. А с первой практикой пришел и азарт. Захотелось проводить интересные занятия, делать постановки исторических событий, организовывать дискуссионные клубы и тематические вечера.
Уже на четвертом курсе он вернулся в родную школу преподавателем истории и обществознания, надеясь, что его уроки будут самыми интересными, самыми незабываемыми. Горел работой, но охлаждала зарплата. Хотелось завести семью, приобрести свое жилье. Стал работать по совместительству, но школу категорически не бросал. Шесть лет отработал без единого выходного.
— Был момент, когда хотел уйти совсем, даже прошел собеседование в Госнаркоконтроле, — вспоминает педагог. — Что интересно, там мне предложили схожую работу — передавать знания другим, заниматься профилактикой. Но судьба вновь повернула к школе — мне выделили участок земли в Корнилове с маленьким домиком в двадцать квадратов.
Поняв, что от школы никуда не деться, Игорь Сергеевич стал задумываться о роли педагога. Ему не хотелось быть только «подателем информации» по предмету:
— В какой-то момент я понял, что хочу быть не наблюдателем за этой жизнью, а ее активным участником. Ведь школа — это не только уроки, но и перемены, внеклассные мероприятия, просто общение — целая жизнь. Решил научиться работать в режиме творческого развивающего обучения, чтобы стать мастером, который уверенно идет впереди и у которого будут достойные ученики... Вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ученика.
Игорь Сергеевич стал задавать себе вопрос: что должно быть главным в работе учителя? Дать прочные знания? Воспитать честных, добрых, порядочных людей? И все больше убеждался, что главное — научить детей верить в себя, сделав все, чтобы им было интересно на уроках:
— Следую заповеди: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь даже самым незначительным успехам учеников. Для меня важно создавать на каждом уроке ситуацию успеха для ребенка. Счастлив, когда дети с интересом идут ко мне на занятия. Но для меня важно и то, что я иду к ним с удовольствием, жду встречи с ними.
Годы работы в школе закалили педагога — он научился принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательным к самому себе. Горобец считает, что мастерство учителя не может основываться на случайной удаче — это систематический кропотливый поиск и труд, наполненный раздумьями и переживаниями, правильно ли ты поступил в той или иной ситуации, как исправить положение, если ты не прав. Для него нет ничего зазорного в том, чтобы сказать ученику: «Знаешь, извини, я был не прав». Педагогическое кредо Игоря Сергеевича — быть союзником и другом:
— В какой-то момент я осознал, что, глядя на ребят, вижу не просто подростков, а будущих инженеров, врачей, педагогов... Как-то в мае выпускникам 11-го класса шуточно предложил предсказать будущее в выборе их профессии. Один из парней категорично не согласился с тем, что может стать в будущем милиционером. Через два года я его увидел в парадной милицейской форме. Поздоровавшись со мной, он задал единственный вопрос: «Откуда вы знали?» Я и сам удивился. Неужели и я смог заметить то самое зернышко, которое должно было дать плоды, как когда-то мой учитель Ефим Самсонович? И я рад, что среди моих выпускников есть студенты педагогического университета.
Как и любому хорошему учителю, ему не давала покоя проблема усвоения знаний. Тем более что ребят, выбирающих историю или обществознание на ЕГЭ, с каждым годом становится все больше. Сами по себе история и обществознание — предметы непростые, охватывающие сразу несколько областей: экономику, политику, правоведение, социологию и философию. К тому же требуют не только знаний, но и умений рассуждать, решать проблемы. Горобец стал искать новые методы. Остановился на кейс-технологиях:
— Распространение кейс-технологий напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании, — объясняет Игорь Сергеевич. — Можно сказать, что они направлены не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала. Метод кейс-стади, который я применяю, хорош тем, что предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, и задача преподавания — получение не единственной, а многих истин. Передавая инициативу ученикам, не определяю, насколько ответы учащихся соответствуют моим ожиданиям. Так что ничто не сдерживает их творчество и инициативу. Дети обращаются к социальному опыту — своему и товарищей, при этом вступают во взаимодействие друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя один на один с реальными ситуациями. Источниками формирования кейса становятся события из жизни, литература, произведения искусства, научные статьи, Интернет, исторические документы. Результат не только знания, но и приобретенные в ходе работы навыки, развитие системы ценностей, жизненных установок. При этом надо понимать, что учитель не может и не должен использовать какую-либо одну технологию. Необходимо понимать сущность и уметь применять комбинацию методик, выбирая те, которые наиболее эффективно будут работать в каждом конкретном случае.
С 2008 года в Корниловской школе работает центр гражданского образования «Все различны — все равны», являясь базовой площадкой Регионального центра развития образования. Игорь Сергеевич взялся преподавать правовую грамоту для просвещения старшеклассников. Организовав работу исторического кружка «Искатели», вовлек ребят в поисковую деятельность. Вместе собрали и оформили экспозицию о выпускниках школы — участниках локальных войн, истории школы и села. Кружковцы участвуют в районном гражданско-патриотическом проекте «65», областных акциях «Солдатский платок», «Снежный десант», а в День Победы несут Вахту памяти у мемориала землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
— Сегодня возможности компьютеров позволяют делать очень качественные учебные материалы, с необходимой звуковой и визуальной информацией, — рассказывает Игорь Сергеевич. — А это уже дает возможность еще ближе находиться к изучаемому процессу, скорость восприятия возрастает в разы. Что и требует развития компетентности учащихся, так называемых универсальных правил, которые дают человеку возможность увидеть, что делать с огромным количеством знаний из разных дисциплин, куда направлять свои усилия и какие возможны варианты развития. Мне нравится метод кейс-стади еще и тем, что заражает новизной, то есть позволяет не только ученикам, но и учителю открывать для себя новые аспекты проблемы, а иногда менять, казалось бы, устоявшиеся взгляды. Без этого уже нельзя работать эффективно, быть интересным детям.
На конкурс он пошел как раз ради того, чтобы быть интересным детям. И не ошибся — они активно болели за него, радовались победе своего Мастера. Впрочем, болели все — педагоги, завучи, директор. И, конечно, семья — мама, жена и сын.
— Я получил от «Учителя года» многое — живое общение с коллегами, обмен личными наработками, опытом, — рассказывает Игорь Сергеевич. — Заодно в процессе подготовки создал свой сайт. Использование современных технологий, инициирование различных форм педагогического творчества — это необходимость сегодняшнего дня. От профессионального уровня педагога зависит духовно-нравственное развитие общества. Поэтому так важно учителям быть творчески мыслящими и конкурентоспособными. Мне очень нравится фраза, которую сказал «железный канцлер» Германии Бисмарк: «Войны выигрывают не генералы — войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Я каждый день помню, что главное — это наши ученики. Все делаю ради них, ради их будущего.
|