Песочные часы
Есть особенная прелесть в том, чтобы каждый раз все начинать с нуля
Несмотря на свою молодость, Юлия ВОЛЬПЕРТ, учитель года Саратовской области, успела поработать в трех школах, причем школы эти не только в разных городах, но даже в разных регионах. Начало учительской карьеры было в Челябинске, продолжение — в городе Сольцы Новгородской области, а теперь она ведет уроки истории и обществознания в школе № 32 города Энгельса.
Как такое может быть? — удивятся читатели. Объясняется все просто: муж Юлии Александровны — офицер, летчик. Родом он, так же как Юлия, с Урала, в Челябинске окончил военное авиационное училище и получил направление в воинскую часть города Сольцы Новгородской области. В 80 километрах от Новгорода молодой семье довелось прожить 9 лет. Там родился первенец, сын Артем, сейчас он уже пятиклассник. Поначалу места для приехавшего историка в Солецкой школе не было, и целый год Юлии Александровне пришлось работать телефонисткой в воинской части. И это после трех лет работы учителем истории в челябинской школе № 71. За плечами Юлии Александровны к тому времени был не только некоторый опыт, но и определенные педагогические успехи. Не публичные, внутренние скорее, но они не менее значимы для становления профессионала. Уезжая к месту назначения мужа, она оставляла свой первый восьмой класс — покидала детей, к которым была привязана всем сердцем.
Когда на последнем курсе университета Юлия Александровна пришла в школу в качестве учителя, ей достался непростой класс. «Отличников и хорошистов в моем классе не было, — рассказывает Юлия Александровна. — Отметками дети не блистали, но в человеческом плане были совсем неплохими. Мы довольно быстро нашли общий язык». Для того чтобы найти его, начинающему классному руководителю пришлось уже в сентябре сходить с детьми в поход. Именно во время преодоления первых трудностей появилось доверие друг к другу. Потом было много общих дел, походов и экскурсий, в которых дети открывались классному руководителю, а Юлия Александровна становилась ближе ученикам. Разница в возрасте была совсем небольшой, поэтому приходилось сдерживаться и быть требовательной к себе, чтобы доверительные отношения не скатились к панибратству.
У Юлии Александровны это получилось, поэтому до сих пор и первые ее ученики, и ученики Солецкой школы, ставшие уже взрослыми, пишут педагогу письма с благодарностями. Юлия Александровна и сама не из тех, кто живет по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Расставшись с детьми, она продолжала чувствовать свою ответственность за них. К Последнему звонку она приготовила и отправила в Солецкую школу видеообращение к выпускникам. Его включали на торжественной линейке. Многие из выпускников и родителей были тронуты до слез.
«С какими трудностями вы столкнулись в начале своей работы?» — этот вопрос задаю всем учителям. Юлия Александровна отвечает откровенно: «Было трудно отбирать материал, выстраивать канву урока, соотносить свои требования с возможностями учеников. Поначалу я слишком многого требовала. Да и во время урока пыталась дать как можно больше информации». Справиться с обычными проблемами начинающего учителя Юлии Александровне помогла коллега, опытный и уважаемый историк челябинской школы № 71 Марина Юрьевна Сайфиюлина. Она научила молодую коллегу прислушиваться к детям, искать способы заинтересовать их, повышать мотивацию. Благодаря советам наставника Юлия Александровна сменила свою тактику. Она не то чтобы резко снизила требования к детям или убавила объем информации, но в корне изменила свое отношение к преподаванию. В дальнейшем, уже работая в Солецкой школе, перенимала опыт педагогов-наставников Людмилы Викторовны Баркиной и Галины Анатольевны Забелло. Вот как Юлия Вольперт описала свой опыт в конкурсном эссе: «Передать знания, которыми владеешь, — это не должно быть целью и задачей учителя. Помочь своим ученикам познать мир, людей и самих себя — вот главная миссия учителя в сегодняшнем моем понимании...» Кстати, именно за это ее благодарят выпускники. За науку жизни, за то, что было вместе пережито и прочувствовано, за слова, сказанные «не по теме», но вовремя, когда дети больше всего в них нуждались.
Прислушиваться к советам старших и опытных людей умеют далеко не все. Некоторые предпочитают набивать свои шишки. Но Юлия Александровна с детства была отличницей. Она с удовольствием училась всем предметам, росла любознательной и ответственной. В начальной школе хотела быть учителем. Она не просто играла в школу, как многие ее сверстницы, но основательно готовилась к урокам. До сих пор у родителей в селе Бородиновка Челябинской области, в доме ее детства, бережно хранятся ее первые конспекты уроков. В начале каждого старательным почерком выведено «Здравствуйте, дети. Садитесь...»
Класса до 7-го Юля видела себя лишь в роли педагога, но по мере взросления появлялись и другие интересы. В 8-м классе ее очень увлекла биология, и появилась новая мечта — стать врачом, лечить детей. Благороднее и интереснее работы для Юлии на тот момент не существовало. Но к 11-му классу приоритеты изменились — сказалось влияние общественных установок и ценностей. Самым лучшим, ценным и наиболее полезным в практическом отношении стало считаться юридическое образование. И кому, как не отличникам, идти на юрфак? Когда отец предложил Юле поступать в Челябинский университет на юридический факультет, она решила попробовать. Конкурс на престижную специальность был, как и везде по стране, невероятным. Поступить было практически невозможно. Но Юлия сдала на пятерки историю и сочинение по русскому языку. Подвел английский язык. Его она знала не на том уровне, который требовался, поэтому поступить не удалось.
Девушка не отчаялась и, чтобы не терять год, устроилась на работу и поступила на рабфак. Педагоги на подготовительном отделении были замечательными, всем им Юлия Александровна очень благодарна. Преподавали, в частности, практикующие юристы, знатоки в своей сфере — неудивительно, что знания, которые получила от них моя героиня, до сих пор помогают ей на уроках по праву. Преподаватель английского языка вела занятия для рабфаковцев настолько добросовестно, что за полгода Юлия в совершенстве овладела английским. Она не только сдала его на пятерку, но и получила от комиссии комплимент: «Вам, девушка, с таким уровнем не на юрфак надо, а на переводческий!» Кстати, это тоже пригодилось. Английскую речь Юлия Вольперт понимает без труда.
Вы спросите, что же было дальше? Дальше была очередная попытка поступления на юридический. Но не получилось... Неудача была на этот раз гораздо ощутимее, но и она не подкосила целеустремленную девушку. Чтобы не терять год, она решила пойти в училище и получить специальность секретаря-машинистки. Метод быстрого печатания освоила довольно быстро и, хоть в дальнейшем профессионально он не пригодился, в жизни очень помогает. Никто из ее коллег не печатает быстрее, и сегодня, когда со всех учителей требуют, помимо планирования и рабочих программ, массу других документов, специальность, полученная в юности, очень ее выручает.
А что же с юрфаком? В третий раз Юлия не стала прошибать лбом стену и решила пойти в университет на исторический факультет. Именно там она узнала и по-настоящему полюбила историю. Хотя училась заочно, совмещая с работой годы учебы, лекции, преподаватели запомнились на всю жизнь. И дружеские отношения, начавшиеся в тот период, однокурсники поддерживают до сих пор. Их объединяло общее желание знать историю не хуже очников, добиться успеха в изучении сложных предметов. Уже на старших курсах многие однокашники Юлии начали работать в школе. Юлия Александровна тоже приступила к работе до получения диплома.
Сегодня она с улыбкой вспоминает себя школьницей. Учитель истории как-то пророчески посоветовала Юле учить конституцию. На что Юля ответила по-юношески убежденно: «Зачем? Она мне никогда не понадобится. Я буду врачом». Теперь она советует своим ученикам никогда не говорить «никогда» — ведь неизвестно, как сложится их жизнь в будущем. На своем опыте Юлия Вольперт убедилась, что не бывает лишних знаний, умений и навыков, что любой опыт помогает человеку лучше узнать себя и свои возможности. Да и о юношеской мечте вспоминает с благодарностью. «Я не стала врачом, а стала учителем, хотя порой приходится лечить души своих учеников, — пишет Вольперт в эссе. — Врач и учитель. Настолько ли разные эти профессии? В них много общего. Неверно поставленный диагноз может вызвать опасные последствия для физического здоровья ребенка. Одно неверно сказанное слово учителя может больно ранить душу маленького человека. Значит, и врач, и учитель ответственны за будущее детей, врач обязан быть внимателен к телу ребенка, учитель — к его душе».
Юлия Александровна не устает от детей, ей интересно все, что они говорят и делают, ей радостно наблюдать положительные изменения в характере и личностных установках. Ей тревожно, когда перемены неожиданны и тем более негативны. Что может учитель в этом случае? Быть рядом, не отворачиваться, не быть равнодушным, не опускать рук.
Не много сложных педагогических ситуаций выпадало на долю моей героини, но они, как и у всех учителей, безусловно, бывали. Но Юлия Александровна сама настолько позитивный и светлый человек, что плохое быстро изглаживается из памяти. Радостные моменты, напротив, не забываются никогда, и их неизмеримо больше.
Наверное, это светлое начало помогало ей каждый раз в трудные моменты жизни начинать все сначала, переворачиваться, как песочные часы, не теряя внешней формы, всегда оставаться красивой, изящной, светлой и позитивной. Десять лет педагогического стажа и три разных места жизни и работы — это не шутка. Каждый раз с нуля — налаживать дом, поддерживать очаг, поддерживать мужа, служба которого сопряжена с немалым риском, помогать детям освоиться в новых коллективах (а у Юлии Александровны, кроме сына, есть еще дочь Сонечка, ей скоро пять лет, и она тоже хочет стать учителем), каждый раз завоевывать авторитет у коллег и учеников. Как это ни удивительно, со всеми задачами моя героиня справляется, и даже, кажется, легко, как сказочная Василиса Премудрая. Есть в этом какое-то волшебство, не объяснимое обычной логикой. Наверное, руководство 32-й школы в Энгельсе увидело в пришедшем к ним после декрета новом педагоге большой потенциал, раз уже через полгода предложило принять участие в конкурсе «Учитель года». Помогали, конечно, все: и администрация, и коллеги, и наставники из комитета образования, методического отдела и саратовского института развития образования. Поддерживали и словом, и делом. Подбадривал муж, с детьми помогали бабушки — по очереди приезжали с Урала. Кругом чувствовалась поддержка и забота, наверное, благодаря этому Юлия Александровна все выдержала с честью.
— Что вам помогает? Что является вашим двигателем? — спрашиваю Юлию Александровну, пытаясь понять источник ее энергии.
— Знаете, последние три года моей путеводной звездой, моим стимулом являются слова одной моей ученицы. Каждый раз, уходя из класса, она говорит мне: «Спасибо вам за урок». В первый раз я удивилась, неужели мой урок и впрямь такой хороший. Но потом я поняла, что девочка воспитана так, ее приучили взрослые проявлять свою благодарность. И это очень хорошо. Но дело не только в ней, но и во мне. После этих слов я уже не могу работать вполсилы. А за что же мне тогда говорить спасибо?
|