На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Альтруистов всегда больше

«Золотое правило нравственности» можно усвоить даже на уроке химии

Как часто мы сегодня слышим, что живем в безрадостном жестоком мире, где каждый за себя... Но оказывается, по мнению антропологов, на земле все-таки больше тех, кто готов пожертвовать чем-то ради других. С этим замечательным тезисом согласна и Тамара РЕДЬКО, учитель химии ставропольской гимназии № 24, победитель конкурса «Учитель года Ставропольского края – 2014». А по-другому и быть не может, ведь даже ее любимый предмет подтверждает этот закон жизни. Например, в таблице Менделеева больше элементов-восстановителей — таких же альтруистов, готовых отдать что-то свое другим.



Секреты начинающих магистров


На самом деле химия не только о формулах и соединениях. Тамара Сергеевна считает, что этот сложный и, к чему отрицать, один из наименее любимых предметов у школьников может помочь разобраться даже в нравственных нормах и правилах, категориях добра и зла. Но помимо «золотого правила нравственности» благодаря химии можно усвоить и много других уроков. Ведь сколько всего придумали русские химики, сколько открыли — это ли не повод для национальной гордости? О патриотизме сегодня тоже много говорят, а как его привить — предлагаются методы скорее искусственные, чем естественные, — а надо всего лишь показать, какой огромный вклад внесли наши ученые в развитие мира. И если так сделает каждый учитель, то Тамара Редько уверена: наши дети будут как минимум уважать свое историческое наследие.

А чтобы не было скучно, нужно всегда предлагать задачи на пределе возможностей. Ничто так не бодрит и не стимулирует к работе, как вызов твоим способностям. Тамара Сергеевна старается создавать в классе ситуацию, когда ребята могут решить большинство задач, но не все, и тогда они понимают, что им есть куда расти. Легко быть не должно. Скорее чуть-чуть сложно, но понятно.

Такое всеобъемлющее исследовательское восприятие предмета у молодого педагога от древних алхимиков, чьи труды и мечты о создании панацеи (средства от всех хворей) не могут не вдохновлять. Порой Тамара Сергеевна и сама чувствует себя кем-то вроде средневекового ученого, настроенного на поиск неизведанного, — еще бы, ведь у нее уже есть степень магистра химии.

Магистр — учитель, наставник, мастер... У алхимиков когда-то был свой особый символ — «рука Мастера», где каждый палец обозначал основные вещества, которые они использовали в своих опытах: селитра, железный купорос, квасцы... У Тамары Редько тоже есть своя символическая «рука педагога-химика». В ее основе ладонь — проблемное обучение, а пальцы — важнейшие аспекты ее работы. Во-первых, нужно заинтересовать учеников темой урока, сделать так, чтобы они сами ее сформулировали. Нет интереса — нет и успеха! Во-вторых, как показывает практика, без проблем тоже неинтересно, особенно на уроке, и, если ребята знают, что решают какую-то прикладную жизненную задачу, работа идет быстрее. В-третьих, надо использовать межпредметные связи, ведь химия не изолирована от других наук. В-четвертых, нужно обязательно визуализировать знания: клиповое мышление уже не теория, а реальность, особенно для молодежи. В таком случае в конце урока можно прийти к запланированным результатам и усвоить что-то новое.

С такими идеями и шестилетним опытом за плечами Тамара Сергеевна отправилась на всероссийский этап «Учителя года России – 2014». Всем, конечно же, хочется признания и похвалы, но она скорее ехала за оценкой и подсказкой от более опытных коллег.

Особенно волнительно оказалось на конкурсном уроке — из-за камер. Каждый конкурсант знал: на него сейчас смотрит не только жюри, сотни коллег по всей стране оценивают его работу. За ходом урока Тамары Редько наблюдали все те, кто болел за нее, и это в какой-то мере помогало справиться с волнением. Да и класс попался очень позитивный. Ребятам было по-настоящему интересно, некоторые даже вернулись после урока и еще раз поблагодарили.

Несмотря на то что в число лауреатов войти не удалось, конкурс помог Тамаре Редько убедиться в том, что она интуитивно выбрала правильный путь развития. К тому же удалось почерпнуть у коллег новые идеи. И пусть химиков на конкурсе обычно очень мало, можно поучиться у историков и математиков.



Многое еще не открыто


Преподавательница химии Тамара Редько в школе умела не только заинтересовать их класс предметом, но и давала своим юным ученицам уроки стиля. Даже ее поведение, спокойное и уверенное, было ориентиром для школьников.

С таким учителем плохо знать предмет просто невозможно. А у Тамары к тому же получалось решать задачки, над которыми долго бились все остальные. Тогда она поняла: предмет не только легко дается, но еще и по-настоящему нравится. И решила поступать на медико-биолого-химический факультет Ставропольского государственного университета.

Сегодня уже сама Тамара Сергеевна старается, чтобы и ее ученикам было интересно, ведь химия разлита в воздухе, и это может почувствовать каждый. К тому же, как считает Тамара Редько, это именно та наука, где многое еще не открыто, так что нелишним будет настроить своих учеников на интерес к этим «белым пятнам» — вдруг кому-то из них удастся совершить прорывное открытие?

О собственной научной карьере у Тамары Сергеевны тоже есть возможность поразмышлять. Располагает еще и то, что она получила по окончании вуза сразу два диплома: можно было идти по специальности в науку, а можно и преподавать. Решила сначала попробовать себя в педагогике. В школу на практику пошла с охотой, а на 4-м курсе даже устроилась на работу. Получилось почти случайно: сначала подруга попросила заменить ее на уроках, а потом Тамара и сама решила остаться...

В отличие от многих коллег, которые жалуются, что поначалу очень трудно, что приходится доучиваться или даже переучиваться, ей было легко. Может быть, потому, что и предметная область такая основательная. Все-таки химия фундаментальная наука, число Авогадро и молярная масса веществ не зависят ни от общественного мнения, ни от политической ситуации или исторического момента. Историкам и словесникам, конечно, труднее... Другое дело, что никто не отменял развитие технологий, в том числе информационно-коммуникационных и педагогических. Но это тоже вполне легко освоить, было бы желание.

Главное, пожалуй, что на практике дала сама школа, — это манера общения с детьми и знание возрастной психологии. Сегодня в университетах, по мнению Тамары Редько, этому уделяется не так много времени, как нужно на самом деле. А если мы говорим об инклюзивном образовании? Этот вопрос с каждым годом встает все острее и острее.

Хорошо, когда у начинающего учителя есть наставники, которые могут помочь преодолеть такие барьеры. Для Тамары Редько поддержкой и опорой стали вузовские преподаватели Людмила Шибаева и Александр Фокин, которые помогли ей подготовиться к конкурсу. Вместе с опытными педагогами Тамара Сергеевна продумывала структуру урока.

А в гимназии Тамаре Редько все-таки ближе по духу коллеги гуманитарного профиля, и это всегда обогащает уроки. И все благодарности здесь Наталье Мориной, учителю истории и обществознания. Без ее помощи, по словам Тамары Редько, до финального этапа конкурса дойти было бы очень трудно.



Ответственность и баланс


Поначалу Тамара Редько действительно всерьез задумывалась о научной карьере. К тому же заманчиво выглядел и пример некоторых выпускников ее вуза, чьи таланты пригодились за рубежом. Так что сегодня Тамара Сергеевна пытается увлечь особенно прохладно относящихся к предмету учеников хотя бы такими прагматическими соображениями: химия — это престижно и важно, и, если заниматься ею всерьез, можно получать хороший заработок.

Но и сама Тамара Редько научное поприще не забросила — защитила кандидатскую диссертацию. Подготовка диссертации совпала с подготовкой к конкурсу, и, как и многие педагоги, она честно призналась: конкурсный период стал в какой-то мере отдыхом впервые за долгое время. Весь минувший год был большой гонкой и проверкой на прочность. Но теперь конкурс позади, защита диссертации тоже прошла с успехом, так что вполне можно отправляться в какое-то новое плавание. Сил и интереса хоть отбавляй! Ведь, как считает Тамара Редько, учителю стоять на месте просто невозможно.

Именно поэтому Тамара Сергеевна получила второе образование в области менеджмента, отучившись на экономическом факультете. Полученные знания уже помогают молодому заместителю директора по учебно-воспитательной работе. А иметь основательный теоретический багаж, который компенсирует пока еще небольшой опыт, особенно важно, ведь речь идет о коллективе в сто педагогов и восьми методических объединениях... А учатся в 24-й гимназии ни много ни мало 1650 детей — огромная ответственность!

На время сбрасывать груз ответственности помогает прекрасное хобби — путешествия. К тому же после пары недель в дальних странах еще больше хочется вернуться домой — чтобы сравнить и понять, что любишь родной край еще сильнее, чем прежде. И конечно же, нужно не забыть привезти в свою коллекцию очередную миниатюрную куколку, а потом в часы досуга бросить на них взгляд и вспомнить все те счастливые моменты, что были в очередном путешествии...

Еще Тамара Редько занимается йогой. Признается, что это, пожалуй, лучший способ не только расслабиться, но и привести в порядок мысли. А иногда удается обдумать и тему урока, ведь йога — это тоже не просто так, это наука о балансе, и в чем-то они здесь с химией пересекаются.

В жизни Тамары Сергеевны есть место не только гармонии, но и предельной четкости и строгости. С детства она росла в «военной» атмосфере и дисциплине, которую в домашний обиход привносил отец. Каковы же были ее удивление и радость, когда ей предложили взять классное руководство в кадетском классе! Тамара Сергеевна сразу вспомнила свою юность, прошедшую в военном городке Капустин Яр Астраханской области...

Чуть больше года назад в Москве открылась Академия Следственного комитета РФ, и в шести регионах страны были тут же организованы классы профильного обучения. В ставропольской гимназии № 24 тоже удалось открыть такой класс и набрать в него 20 учащихся.

С целеустремленными и активными ребятами, которые уже совершенно определенно знают, по какому профессиональному пути пойдут, можно бесконечно долго обсуждать самые интересные вещи: от компьютерных новинок до политики. И учить их, по признанию Тамары Сергеевны, не сложнее, чем обычный класс. Они даже более дисциплинированны и ответственны. Юные кадеты пока еще тоже дети. Просто немножко серьезнее.

Анна Данилина, «Учительская газета», № 13 от 31 марта 2015 года



Гущин Д. Д.