Леди Совершенство
Юлии Девятых удалось избавиться от семи смертных грехов
Леди Совершенство — такой имидж выбрала для себя Юлия ДЕВЯТЫХ, учитель английского языка Воткинского лицея, на конкурсе презентации профессии во время первого муниципального этапа конкурса «Учитель года». Это было в 2012 году. Именно тогда она обратила на себя внимание всех без исключения членов жюри, зрителей и представителей СМИ. С тех пор почти все журналисты, с которыми Юлия Андреевна общалась на протяжении трех последних лет, а именно столько длился ее победный марафон, задавали моей героине один и тот же вопрос: как можно было с такой яркой и эффектной внешностью выбрать работу школьного учителя?
Будучи от природы умным и проницательным человеком, Юлия даже в ранней юности не считала свою внешность главным козырем. И в себе самой, и в окружающих ее людях ценила совсем другие качества. И развивала именно те добродетели, которые считала для себя наиболее важными.
Юлия со школьных лет хотела быть учителем. Профессию знала не понаслышке — ее бабушка известный и уважаемый в Глазове учитель математики. Но Юля мечтала преподавать английский. Разумеется, не просто так его выбрала, а благодаря своему учителю Людмиле Поликарповне Кутергиной, у которой училась с 5-го по 9-й класс. «Наша учительница была женщиной миниатюрной, — рассказывает Юлия Андреевна. — Но меня всегда поражали глобальность и глубина ее мышления. Ее слова и поступки носили особый, скрытый смысл, некий подтекст, «прочитывая» который мы каждый день делали для себя новые открытия. Именно поэтому ее предмет любили все».
Наверное, желание постигнуть глубину не только языка, но и человеческих поступков и проявлений, появилось именно тогда. А потом, в 10-м и 11-м классах, когда Юлия училась в глазовской языковой гимназии № 14, ей повезло встретить еще одного замечательного педагога. Михаил Васильевич Куртеев не только учил старшеклассников английскому языку, но и был классным руководителем в ее классе. Уроки Михаила Васильевича, внеклассные мероприятия, разговоры по душам Юлия Андреевна вспоминает с благодарностью. Понять других, себя самое, найти свое особое предназначение и пройти собственным путем — все это пришло к Юлии Андреевне благодаря неравнодушным и талантливым учителям. И за это сегодняшние ученики Воткинского лицея должны сказать им спасибо. Не важно, что они не знают, кто учил их любимого педагога. Возможно, кто-то из нынешних лицеистов тоже станет учителем и передаст своим ученикам эстафету, взятую у Юлии Андреевны. Человечество живо одною круговою порукой добра, тем же жива и настоящая педагогика.
Чем отличается человек, пришедший в школу по призванию, от своего коллеги, работающего по профессии? Ответ знают все, я думаю. У призванного учителя предмет любят все, у профессионала — только те, у кого к предмету природная склонность. Ученики Юлии Девятых предмет не просто любят — они от английского без ума. Признаются, что уроки для них — всегда праздник. Не бывает скучных тем, нудных повторений. Многие говорили мне о том, что и уроков одинаковых у них не бывает, каждый уникальный. Одна из девочек призналась: «Вроде бы мы на уроках все время играем, но во время игры сами собой появляются новые знания, закрепляются навыки». Ну разве это не сбывшаяся мечта многих педагогов-новаторов?
Есть еще одно отличие настоящего педагога от тех, кто себя мнит таковым, — он не делит учеников на способных и бездарных. Юлия Андреевна признается, что не сразу пришла к пониманию противоестественности, неправедности такого деления. Помог новый опыт. Четыре с половиной года назад она пришла работать в Воткинский лицей, в котором, считалось, учится много одаренных детей. Со временем стала задумываться над понятием «одаренность». Итогом размышлений стало блистательное конкурсное эссе, которое просто не могу частично не процитировать (хотя пользоваться эссе героев не в моих правилах): «Если ребенок победил в олимпиаде, значит, одаренный. Выиграл в конкурсе — одаренный. Отличник — конечно, одаренный. А что же остальные? Бесталанные? Такой точки зрения придерживаются многие учителя! Признаться, и мне раньше тоже так казалось... Но одаренность в предмете лежит на поверхности. Ее сразу видно, не надо прилагать усилий для ее поиска. Этим и пользуются некоторые учителя, эксплуатируя этот дар своих самых ярких учеников. Почему же они не стремятся развивать одаренность в каждом ребенке? Ведь она проявляется не только в предметной области, но и в других видах деятельности и гранях личности ребенка! Работая в лицее, я много думала над этим вопросом...»
«Легко и просто, — пишет Юлия Андреевна, — на олимпиаду по английскому языку отправить Пашу, который имеет оценку «5» за четверть, постоянно занимается дополнительно в каком-нибудь языковом центре и побывал уже во всех англоговорящих странах мира. Уж он-то обязательно займет первое место!» Затем, по мнению Юлии Андреевны, появляется гордыня — «учитель свысока смотрит на других, не таких успешных учителей, отказывается принимать участие в мероприятиях, которые, как ему кажется, не соответствуют его высокому статусу». Вместе с ней приходит алчность. «Учитель начинает требовать премии и денежные вознаграждения за «непомерные» труды. Если ему отказывают в доплате, возникает гнев: «Почему я должен работать бесплатно?» А если находится другой учитель, у которого результаты лучше, неминуемо является зависть. Она постоянно гложет и разрушает учителя изнутри. И вскоре охватывает уныние и безразличие к профессии» — таков, по мнению Девятых, результат семи смертных грехов, в которые может впасть учитель в работе с детскими дарованиями. Это приводит не только к профессиональному выгоранию учителя, но и к более страшным последствиям...
Сейчас на своих уроках Юлия Андреевна старается развить способности каждого ребенка, вовлекая учеников в самые разные виды деятельности и давая им возможность попробовать себя в разных амплуа. Умелое сочетание урочной и внеурочной деятельности позволяет ей выявить таланты и расширить возможности их применения. По глубокому убеждению моей героини, кроме предметных талантов существует множество других, не менее замечательных качеств: «Кто-то — лучший пловец, кто-то — лучший актер, а кто-то — лучший друг. Если учителя помогут ученикам развить лучшие стороны их личности, то они вырастут более самостоятельными и счастливыми. Человек, который уважает себя, свой талант, повзрослев, стремится к самосовершенствованию. Это ли не главная цель образования?»
— У каждого ребенка свой максимум. Главное для учителя — добиться динамики и избавить ребенка от страха ошибки. Именно страх мешает человеку осваивать чужой язык, он блокирует речевой центр. Чем больше человек боится, тем больше ошибок делает — получается замкнутый круг.
— О, я это прекрасно знаю по себе. Тоже в свое время училась в языковой школе и помню, как боялась ошибиться в падеже и артикле... Но как учителю научить ребенка не бояться? Нас не учили...
— Да, раньше учителя фиксировали каждую ошибку ребенка, вероятно, поэтому общий уровень владения иностранными языками в России довольно низкий по сравнению с Европой. Там люди гораздо свободнее общаются, меньше обращают внимания на грамматику — у европейцев явный уклон в сторону разговорной речи. У нас же приоритет грамматики сохраняется, даже притом что значительно большее внимание, чем раньше, сейчас уделяется коммуникации. В связи с этим изменилась и методика. Мы не прерываем ребенка сразу же, когда он ошибся, если это, конечно, не упражнение на отработку конкретного грамматического навыка. Но, например, в дискуссии на определенную тему, когда каждый ученик должен высказаться развернуто и свободно, мы не останавливаем его, как раньше. Только потом, после урока, наедине разбираем с ним его ошибки, говоря, что в целом он молодец. Нужно поощрять желание говорить, стимулировать его разными способами. Тогда появляется свобода и ошибок становится меньше.
Юлия Андреевна виртуозно владеет разными формами организации урока, поэтому дети на ее занятиях даже не замечают, что учатся и накапливают разговорные навыки. Именно с приходом в лицей Девятых началось сотрудничество с организацией международных взаимообменов АFS. Благодаря ей и ее коллегам лицеисты получили возможность выезжать с педагогами в англоговорящие страны, жить в семьях, повышая свой языковой и общекультурный уровень, и самим принимать англоговорящих гостей.
Иностранцы — частые гости гимназии. Это связано еще и с тем, что Воткинск — родина Петра Ильича Чайковского. Многие почитатели композитора со всего мира приезжают сюда, и каждый лицеист с начальной школы может рассказать о нем не только на русском, но и на английском языке. Старшеклассники могут провести для иностранцев экскурсию по главным достопримечательностям города. В нынешнем, юбилейном, году в лицее готовится целая программа, посвященная великому земляку, в том числе на английском языке. В начале учебного года опять же при участии Юлии Андреевны был объявлен конкурс на лучший мультфильм на английском языке, посвященный Чайковскому. Разумеется, музыкальной основой любительских мультиков должны стать фрагменты произведений великого композитора. Итоги конкурса будут подводиться уже скоро, в дни юбилейной декады. Эти и другие мероприятия помогают предметникам лицея сообща работать над открытием и развитием разнообразных талантов учащихся.
Международная программа «Оксфордское качество» тоже появилась в лицее благодаря Юлии Андреевне и была поддержана руководством и коллегами-англичанами. Опять же, программа — один из стимулов для учеников. «Оксфордское качество» позволяет им постоянно повышать уровень владения языком, открывает перспективы для тех из них, кто собирается связать с английским свою жизнь.
Надо сказать, что организационные таланты моей героини сразу были замечены руководством лицея. Два с лишним года Юлия Девятых совмещала преподавательскую деятельность с должностью заместителя директора по воспитательной работе и в этой роли тоже проявила себя с самой лучшей стороны. По ее инициативе каждую четверть стали проводиться общешкольные мероприятия на иностранном языке, в том числе спектакли, предметные недели, дни, посвященные культуре и истории англоговорящих стран.
Обо всех интересных начинаниях Девятых стоило бы написать отдельную статью. Идей у нее много, энергии, авторитета и возможностей для их реализации тоже. Не случайно в ноябре прошлого года Юлию Андреевну пригласили на работу в Управление образования администрации города Воткинска в качестве главного специалиста-эксперта. И это, надо думать, только начало карьеры. Но, став управленцем, от преподавания она не отказалась и по-прежнему ведет уроки в лицее.
При всем том жизнь моей героини не ограничивается работой. Не зря же она выбрала для себя образ Леди Совершенство. У нее есть семья, дочь Ирина. Вместе с дочкой Юлия Андреевна любит кататься на лыжах и коньках, гулять в ближайшем лесу, больше похожем на парк, летом семья Девятых непременно выезжает на море. И мама, и дочь увлечены волейболом. Ирина занимается в школьной секции, а Юлия Андреевна два раза в неделю при любой нагрузке тренируется в команде таких же увлеченных волейболом взрослых. По-видимому, это и помогает ей находиться в прекрасной физической и эмоциональной форме.
|