Самый дорогой подарок
«Главное — чтобы ребенок высказался, а мы его услышали», — считает Светлана Сергеева
Способствует ли школа семейному, личному счастью учителя? Как бы вы ответили на этот вопрос? Многие отрицательно покачают головой: откуда взяться счастью, когда работа с утра до вечера, женский коллектив и расшатанные нервы. Однако, и это очень радует, не всегда так. Светлана Сергеева, математик курской школы № 27 имени Александра Дейнеки и победитель областного конкурса «Учитель года – -2014», в школе нашла и свою любимую работу, и свою судьбу. Случилось это во время ее учебы на пятом курсе в Курском педагогическом институте (сейчас Курский государственный университет), когда в ноябре 1992 года она, почти уже дипломированный учитель математики и физики, пришла на практику в 27-ю школу и познакомилась с молодым коллегой, который был на четыре года старше ее. Светлана Анатольевна до сих пор удивляется, говорит, год учились в одном вузе и на одном факультете, правда, она на первом курсе, а он на пятом, но друг друга не заметили. А в школе — вот, пожалуйста, встретились, понравились и со свадьбой решили не тянуть, поженились в конце января 1993-го! Сегодня дочка уже на третьем курсе экономического факультета КГУ, а мама с папой по-прежнему работают в своей любимой школе.
Михаил Анатольевич Сергеев увлекся информатикой, переквалифицировался и сейчас преподает информатику и ИКТ. Спрашиваю у Светланы Анатольевны, не хотелось ли ему поучаствовать в «Учителе года»? Отвечает с улыбкой: «Нет, у него такого желания не возникало. Просто он мне во всем помогал». И в оборудовании ее кабинета математики, где в одном из первых в школе появилась мультимедийная техника. И в освоении новых компьютерных технологий: Сергеева называет себя человеком абсолютно книжным, говорит, что даже художественную литературу не может воспринимать должным образом, если читает ее с экрана. Однако время диктует свои правила, которым приходится уступать, поэтому на работе она успешно пользуется ноутбуком, мультимедийным проектором с экраном, а конкурс «Учитель года» подвигнул еще и на создание собственного сайта. Правда, как Светлана признается, ее сайт — это командный семейный «зачет», то есть результат труда и фантазии всех — и мужа, и дочери, ну и ее, конечно, тоже.
Хотя когда все только начиналось, она и представить не могла, как далеко все зайдет. Человек абсолютно не конкурсный — таким она себя считала, вдруг поддалась на уговоры. Раньше на конкурсные уроки смотрела только со стороны и в душе сочувствовала конкурсантам: «Как они отважились на это?!» Ее кабинет с хорошо отлаженным компьютерным оборудованием часто выбирали площадкой для открытых уроков по различным предметам во время регионального этапа конкурса. Так что было на кого посмотреть и у кого поучиться. Но сама себя Светлана Анатольевна в роли конкурсанта не представляла. Уговорила ее методист городского методического центра Маргарита Юрьевна Тимошилова, а директор школы Татьяна Львовна Панёвина поддержала. Все вместе собрались, посмотрели ее урок, потом свои предложения внесли — в общем, на городском конкурсе Сергеева заняла первое место. А потом победила и в области.
Какой из этапов произвел самое яркое впечатление? Говорит, что сразу и не ответишь, потому что каждый в чем-то своем отличался. Например, на городском все было для нее впервые, и уже этим запомнилось. На областном ноутбук вручили — вещь нужная и подарок приятный. А всероссийский поразил своей масштабностью, интересными мероприятиями, экскурсиями — в общем, все прекрасно! И с каждым этапом чувствуешь себя все увереннее, правда, и нагрузка прибавляется.
Я побывала на уроке в 7-м «В», где у Светланы Анатольевны классное руководство. Первый после весенних каникул урок геометрии в классе с 17 ребятами и 11 девочками прошел на редкость тихо, спокойно и абсолютно по-рабочему. Не включенных в урок не было, все думали, решали или старались решить. Трое работали с планшетами, учебников на столе перед ними я не увидела.
Сергеева говорит, что не может долгое время работать по одному учебнику. На новые книги она очень отзывчива. Не на каждый эксперимент откликается, но если учебник покажется ей интересным, она предлагает его в своем классе. Не последнюю роль в выборе играет и количество решебников, которых в наших магазинах и в Интернете не счесть. И чем старее, известнее учебник, тем решебников к нему больше. Иногда даже нет смысла давать задания, как ни обидно это звучит. Поэтому на уроке в 7-м «В» на столах большинства учеников и учителя лежали новенькие учебники геометрии и рабочие тетради линии «МГУ — школе» под редакцией Садовничего. Это то, что Светлана Анатольевна сейчас использует. Говорит, геометрия в 7-м классе сложная, и когда дети только начинают решать задачи, им трудно понять, насколько подробным должно быть обоснование и как это важно.
На первых порах в изучении темы очень помогает рабочая тетрадь с печатной основой: дети видят в целом, как должно выглядеть решение, насколько лаконично и логично оно должно быть выстроено. Они вписывают числа, заполняют пропуски, и в понимании выстраивается схема, формируется модель, по которой они потом сами будут описывать решение задачи. Ведь сколько есть тех, кому просто неохота писать ручкой, и если сейчас они не поймут, как должно быть, как правильно оформлять, в более старшем возрасте лень возьмет верх. Таких парней-старшеклассников, которые все знают, а записывать ленятся, ограничиваясь одной строчкой решения и ответом, предостаточно. А потом проблемы на экзаменах...
Спрашиваю Светлану Анатольевну, почему на уроке некоторые дети в знак согласия («Поднимите руки, у кого получился такой ответ») поднимают обе руки — сомкнутые и с переплетенными пальцами? Оказывается, привычка, оставшаяся из начальной школы. Там учитель ввела такой знак подтверждения, и дети привыкли. Еще один момент: на уроке одни дети, отвечая, встают, другие остаются сидеть. Почему так?
— Очень часто, — говорит учитель, — когда мы работаем устно, ребенок не может провести полное решение задачи, но у него, например, возникает одна мысль, и ему важно хоть что-то сказать. Возможно, не видит пока полного решения, нужно больше времени для обдумывания, но мысль у него возникла, и пусть он ее скажет — сидя или стоя, это не принципиально. Главное ведь в том, чтобы ребенок высказался, а мы его услышали и поняли, что мыслительный процесс идет, продвижение происходит...
Как-то она сочинила «Нематематические правила на математическом языке». Одно из них звучит так: «Любознательные, талантливые ученики — это производная от вашей увлеченности предметом». А когда учитель по-настоящему увлечен своим предметом, разве важно для него, как ученик поднимет руку, показывая, что у него получился правильный ответ, и сидя или стоя будет он предлагать верное решение задачи?
Свое решение стать школьным учителем математики она приняла после 10-го класса. Потомственных педагогов в семье нет, сама Светлана в детстве хотела быть диктором телевидения, потом экскурсоводом, а в старших классах даже два года отучилась на подготовительных курсах в Ленинградском институте легкой промышленности — готовилась к карьере модельера.
Но самым занимательным предметом в школе для нее всегда оставалась математика, учитель Валентина Семеновна Лукашук сумела влюбить в нее свою ученицу. Может быть, поэтому Светлана выбрала педвуз. А может, потому что таких искренних и нужных человечеству профессий, как учитель, на свете и десятка не наберется. Врач, воин, хлебопашец, учитель... Каким в этом ряду будет диктор ТВ или даже модельер? В любом случае порядочность и искренность в отношениях с детьми — главные качества, без которых она свою педагогическую профессию не мыслит. Ведь «когда мы проговариваем какие-то ситуации с детьми и даем им советы, мы должны прежде всего спросить с себя, имеем ли мы на это право».
А еще учитель должен быть мобильным во времени. Дети сегодня растут в другом времени, их окружают другие предметы, возможно, и другая система ценностей. Учитель должен понимать причины поступков ребенка — вот это свойство Сергеева называет мобильностью педагога. Постоянное обновление знаний, освоение новой техники — это понятно, это необходимо, но как достучаться до сознания современного ребенка? Здесь без временной мобильности, без умения настроить свое уже давно сформированное сознание и мировоззрение на современную волну не обойтись.
...А в душе она все равно романтик. Пишет стихи, любит читать, ухаживать за цветами. В ее доме хорошо и фиалкам, и ароматному цикламену, и фикусу с драценой и калатеей. А в кабинете математики по соседству с формулами, геометрическими фигурами и компьютером живет самый крупный обитатель ее «зеленого уголка» — гибискус, который еще называют китайской розой. Этот цветок Светлане Сергеевой подарил 15 лет назад ее ученик, когда они всей семьей переезжали в Ярославль. Мальчик долго решал, что оставить любимой учительнице на память, срезал от домашнего цветка черенок, дождался, пока тот пустит корни, посадил в горшок и принес. А через несколько лет уже другие ученики принесли в подарок своей учительнице белоснежную орхидею. Она тоже оказалась долгожительницей, зацветает регулярно перед новогодними праздниками, а заканчивает цветение, когда звенит школьный последний звонок.
Эти цветы, а также сделанные детскими руками картины из шпона, зайчики из глины, Дед Мороз из ваты, бумаги и папье-маше, которого учительница уже больше 10 лет ставит дома под свою елку, — все это дорогие ее сердцу подарки и ответ на мой заключительный вопрос: «Вспомните, каким был самый яркий подарок ваших учеников». Сначала Светлана Анатольевна немножко растерялась, говорит, как-то не задумывалась над этим, а когда начала вспоминать, казалось, теплым чувствам радости, благодарности и конца нет. А что для настоящего учителя может быть приятнее таких подарков?..
|