Толстой или Интернет?
Как выиграть у гаджетов битву за ребенка
Что должен делать педагог? Нести людям свет — просвещать, согревать... Для кого-то это задача невозможно трудна, а кто-то выполняет ее без усилий, легко, словно песню поет. Елена Николаевна САФАРХАНОВА, учитель русского языка из Йошкар-Олы, относится именно к таким, поющим. Она умеет слушать своих учеников, причем делает это охотно и с большим вниманием. Уважает мнение учеников, даже если оно не совпадает с ее точкой зрения, позволяет им сделать свой выбор, когда речь идет о самостоятельных работах. Она сопереживает и сочувствует детям. Идет рядом, а не впереди, с ними, но не вместо них. Она учит, но не поучает, никогда не превозносит себя, не кичится знаниями. Большинство ее учеников успешно идут по жизни, потому что благодаря Елене Николаевне обретают уверенность в себе. За бережное и чуткое отношение Сафарханову ценят дети и взрослые. А еще за то, что она умеет вдохновлять, создавать вокруг себя атмосферу творчества, поиска. За то, что способна преображать людей, делать их лучше. Сама горит и других зажигает.
Елену Николаевну можно назвать самородком. В ее роду учителей не было. Родители работали на заводе, среди родственников тоже не наблюдалось тяги к педагогике.
Лена не сразу осознала свое призвание. Она росла активной, ответственной и жизнерадостной, легко отзывалась на любое хорошее начинание, потому что чувствовала в себе избыток сил и созидательную энергию. Для таких детей в Йошкар-Оле во времена ее отрочества были прекрасные возможности (к слову, и сегодня большая работа проводится в этом направлении). В местном Дворце пионеров, например, активно работали штабы — октябрятский, пионерский и комсомольский. Лена стала активистом городского Совета друзей октябрят. В старших классах Елена уже работала помощником вожатого в школьном лагере. Педагогика увлекала, следовало лишь определиться со специальностью.
Легче всего моей героине в школе давалась математика. В классе все знали о ее незаурядных способностях и не сомневались, что она выберет физмат. Не сомневалась в этом и сама Лена. До тех пор, пока не встретила Людмилу Никитичну Тулаеву. Юная выпускница филфака пришла к ним в 9-м классе. Она была не похожа на всех остальных учителей, ее уроки никого не оставляли равнодушным. Привлекали не только молодость и внешняя красота. Был в новой учительнице какой-то необыкновенный огонь, пламень небесный. Лена не могла его не почувствовать. На одном из уроков (он был посвящен творчеству Есенина) она поняла, что хочет быть такой же, как Людмила Никитична, так же вдохновенно и пламенно говорить детям о поэзии. В одночасье талантливый педагог изменил судьбу старшеклассницы.
— Не жалеете, что так вышло? — спрашиваю я, поскольку знаю, что впечатлительные натуры нередко винят себя в поступках, совершенных под влиянием эмоций или внешних импульсов.
— Нет, не жалею. Но должна сказать, что с математикой рассталась не совсем. Мои ученики знают, что я ценю логику в доказательствах того или иного тезиса, часто при объяснении сама использую алгоритмы. Даже сочинения учу писать по аналогии с доказательством теоремы. У меня, кстати говоря, складываются прекрасные отношения именно с математически одаренными детьми — мы говорим с ними на одном языке и понимаем друг друга. По-видимому, не случайно мне достаются физико-математические классы.
Видимо, для учителя плодотворно сочетание в характере разумного начала и импульсивности. Приведу лишь один показательный эпизод из жизни моей героини. Он описан в конкурсном эссе и напрямую связан с юношеской мечтой провести незабываемый урок о Сергее Есенине: «Этого урока я ждала почти пять лет, с того момента, как только стала учителем. Настал счастливый миг, и я мечтаю, как сейчас мы будем все вместе: Есенин, я и мои любимые ученики! В предвкушении чуда захожу в класс, не захожу, а влетаю, окрыленная! Чудо не заставило себя ждать: недовольные лица, опущенные глаза, показное равнодушие. Тщетно пытаясь выяснить, что происходит, начинаю урок. На доске эпиграф, вижу исправленные ради забавы слова. Эмоции можно сравнить только с туго натянутой струной, она обрывается! Нет, ничего нет: ни учителя с горящими глазами, ни урока! Бегу за шкафы в кабинете и рыдаю! В классе все замерло! Это гробовая тишина, это заупокойная месса мне, учителю. Звонок с урока давно прозвенел, а дети так и сидят, не шелохнувшись, не дети, мои палачи! Вышла из класса молча, ни на кого не глядя...»
Развязка была совершенно неожиданной. На следующем уроке ученики сами подняли руки и рассказали о Есенине так, как не может присниться ни в одном учительском сне. Это был полет мысли и вдохновения. Дети наизусть читали стихи весь урок, несмотря на то что учить их Елена Николаевна не задавала. «Много лет прошло, мои первые выпускники, уже взрослые люди, мне говорят при встрече: «А хотите, мы прочитаем вам Есенина?» Этот урок помог мне понять, что нет никакой технологии, если нет контакта, простого и такого нужного человеческого взаимопонимания. Оказывается, на перемене до урока произошел конфликт, и детям было не до Есенина. Какая педагогическая технология сработала на этом уроке? Знаю только одно: это был самый эффективный урок и для меня, и для моих учеников» — так по прошествии многих лет оценивает моя героиня непростую ситуацию.
У моей героини дети самые лучшие, самые талантливые. Не только учеба им удается, но и многое другое. Для своих учеников Елена Николаевна организовала поэтический клуб. В него приходят все желающие. И те, кто дружит с рифмой, и те, кто хочет других послушать. Однажды дети спросили, пишет ли стихи сама Елена Николаевна. Не стала уходить от ответа. Чтобы учить, надо быть честным перед собой и своими учениками. Ответила просто: «Писала, но все написанное казалось недостойным». Честность рождает честность, и вот уже юные поэты критично относятся к своим стихам, хотя учитель не жалеет для них слов ободрения. Елена Николаевна убеждена, что разумная похвала — главный помощник учителя: «Вижу, что год от года они становятся талантливее, умнее, интереснее, и всегда говорю им об этом».
Со своими учениками Сафарханова поставила множество спектаклей. «А зори здесь тихие» Бориса Васильева и «Маленький принц» Экзюпери, «Ревизор» Гоголя — все это не пройдено или изучено, а прожито, прочувствовано, унесено с собой во взрослую жизнь.
Елену Николаевну не утомляют ежедневные репетиции, не пугают премьерные ляпы, запоминающиеся на всю жизнь. Потому что ощущение счастья, когда зал аплодирует и лица юных актеров светятся от радости, трудно с чем-то сравнить. После удачных спектаклей дети горят желанием вновь учить роли и репетировать по воскресеньям, они готовы пропадать в школе до вечера. У режиссера-постановщика не остается выбора. Кстати, нет в лицейском театре и кастинга для актеров: на сцену выходят все желающие. Поэтому выбор произведения для Сафархановой всегда мучителен: роль должна быть у каждого. «Бездарных нет!» — первая заповедь педагога, и Елена Николаевна ей твердо следует.
Мудрость пришла к моей героине не сразу. Вначале многое просто интуитивно угадывалось. Когда Елена оканчивала институт, существовало распределение. Но решила сама найти себе место работы. Как раз накануне ее выпуска в Йошкар-Оле открылась новая 30-я школа. Коллектив был молодой, здание красивым и современным, разумеется, школа привлекала многих, не только выпускников. Елена уже на последнем курсе пришла туда, чтобы заявить о желании работать. Завуч сказала студентке: «Очень хорошо. У вас каникулы? Приходите вести уроки в одном из классов, поработаете в роли учителя неделю, а на последний урок я приду и посмотрю, что у вас получилось». Елена не испугалась, стала тщательно готовиться к урокам, читала специальную литературу, сама придумывала неожиданные методические ходы, конспекты писала до трех ночи, и результат не заставил себя ждать. Завуч, как и обещала, пришла на последний урок и сразу же по его окончании объявила, что Елену ждут в августе. На самом деле завуч (это уже потом выяснилось) сделала вывод не по одному уроку — в том классе, который достался Елене, учился сын заместителя директора, поэтому о том, как студентка ведет уроки, дома рассказывалось в самых ярких красках.
А в мае, перед защитой диплома, Елену пригласили остаться на кафедре, так как увидели в ней потенциал ученого. Ее работа была посвящена творчеству Лескова, которого она очень любила (и до сих пор ценит, обязательно включает его произведения в свою программу). От предложения было трудно отказаться, поэтому первые три года Елена Николаевна совмещала преподавание в школе и работу на кафедре. Однако со временем поняла: школа ей ближе, чем вуз. Дни, проведенные с единомышленниками в молодом коллективе, были насыщенными и незабываемыми, они многому научили Сафарханову. Однако к урокам она до сих пор готовится тщательно. В первые годы супружеской жизни муж обижался: «Ну сколько можно готовиться?» А Елена отвечала: «Ну потерпи. Я же учусь». Однако со временем требовательность к себе лишь возрастала, поэтому подготовки не стало меньше. «Чтобы урок прошел на одном дыхании, чтобы было интересно и мне, и детям, нужно многое перечитать и передумать. Даже если ты раньше уже готовил занятие по этой теме, все равно. Порой урок готовишь неделю и даже больше. Он вызревает не сразу, — делится Елена Николаевна своим опытом и уточняет: — Конечно, не все уроки такие. Есть рабочие занятия, столь же необходимые детям. А есть уроки-праздники, когда душа учителя поет и взлетает. Важно, чтобы такие полеты были у каждого педагога, и хорошо бы были не раз в год».
Не могу не спросить Елену Николаевну о том, как она приобщает детей к чтению, как выигрывает битву с гаджетами.
— Что говорить, силы не равны. Я сама, садясь за компьютер, не замечаю, как убегают минуты и часы. Неудивительно, что ученикам некогда и не хочется брать в руки книги. Что делать учителям словесности? Что ответить ученику, который прямо заявляет: «Елена Николаевна, я не могу читать «Войну и мир», мне некогда, да и, честно говоря, неинтересно». И это говорит не ученик-неудачник, а компьютерный гений, победитель олимпиад! Я поступаю непедагогично, говорю: «Не читай, книга рассчитана на взрослого читателя. Помоги мне, пожалуйста, импортировать видео на сайт». И вот Петя учит меня грамотно размещать материалы, дает советы, а я восхищаюсь. Совершенно неожиданно Петя сообщает, что прочитал первый том. Уверена, он прочитает роман до конца, может быть, став уже взрослым, но никогда не будет говорить, что его тошнит от классики, которую навязывали в школе.
Совет Елены Николаевны только кажется простым. Чтобы воспользоваться им, нужно сначала стать психологом или, что не легче, полюбить детей по-матерински. Это не всем дано. А вот совет, который Сафарханова дает в отношении гаджетов, пожалуй, пригодится всем — и учителям, и родителям: «Постарайтесь сделать так, чтобы новые технологии стали для вас и ваших детей общим занятием. С каким наслаждением дети учат взрослых! Это их звездный час! Ученики, ставшие учителями, понимают, что мы уважаем их знания и умения, принимаем их интересы. Интернет обвиняют во всех смертных грехах, а он может сделать нас ближе к детям, если из конкурента мы превратим его в союзника».
|