Удивительная находка
Памятники могут разрушаться, культура никогда
Каждый человек любит путешествовать. Даже на уроке русского языка. Любовь ГОРДЕЙЧУК на конкурсе «Учитель года России – 2014» такую возможность одиннадцатиклассникам предоставила. Она привезла ребятам из Подмосковья путеводители по ее родному краю. Правда, в них были пропущены буквы и даны тестовые задания, все же это урок-повторение законов славистики! Оказывается, овладевать родным языком можно, открывая для себя родную страну. Ведь, как уверяет Любовь Анатольевна, мы часто не задумываемся, что за каждым указателем скрывается удивительная находка, сотворенная природой или человеком.
Педагогический стаж учителя русского языка и литературы школы № 19 Заполярного Любови Гордейчук 25 лет. Педагог декларирует то, что владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации служат теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Ей очень нравятся стихи Валентины Творговой: «Великие, возьмите в подмастерья. Я соглашусь таить в себе годами свои нетерпеливые слова, чтобы увидеть жадными глазами таинственную сущность мастерства!» Любовь Гордейчук за мастерство и профессионализм обеими руками.
На конкурсном испытании Гордейчук продемонстрировала, что как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.
Для того чтобы показать взаимосвязь основных единиц и уровней языка, Любовь Гордейчук на конкурсе предложила одиннадцатиклассникам различные тестовые задания, которые вытекали из рассказов о Луостари Трифонов Печенгском монастыре, Кольской сверхглубокой буровой установке, водопаде Шуонийоки, заповеднике «Пасвик», лыжне дружбы в поселке Раякоски, долине Славы.
В результате такого блицзнакомства, по мнению педагога, ученики должны были понять связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
А еще Любовь Гордейчук любит... эстрадные песни. В качестве иллюстраций, как не надо говорить, эти шедевры современной поэзии прекрасный образчик грамматических ошибок, с которым интересно работать. Потому что смешно.
И на плохих примерах можно научиться хорошему. Рассматривая их, молодые люди получают своеобразную прививку от безвкусицы и языковых искажений надолго, если не навсегда, и им становятся милее нормы речевого поведения, что весьма позитивно сказывается на их дальнейшей социально-культурной, официально-деловой жизни.
Любовь Анатольевна вообще говорит, что язык — единственный источник информации о наших предках. Как бы он ни менялся, он сохраняет самое главное — связующую нас нить. Памятники могут разрушаться, города — уходить в небытие, и только язык способен поведать о пути, который мы преодолели во время становления своей культуры.
Любовь Гордейчук считает себя счастливым человеком. Потому что она учитель. Потому что она Любовь.
— Помните, у Пушкина, — улыбается педагог из Заполярного, — «И за учителей своих заздравный кубок подымает...» Это за тех, кто все делает с любовью. Мне кажется, мои ученики после наших бесед понимают, что это чувство самое главное, но оно не манна небесная, любить надо научиться. Любить место, где ты родился и живешь. Любить свою семью. Любить школу, где ты учишься. То дело, которым занимаешься. Мир, который тебя окружает. Наши дети скептики, потому что живут в мире негатива. И мы должны научить их любить эту жизнь, научить радости жизни. А радость начинается с удивления, с эмоционального отклика.
Для Любови Анатольевны главным правилом работы стала простая формула «2У» (противоположная «У2» из фильма «Доживем до понедельника»), которую подарил ей еще ее институтский профессор: сначала удивить, а потом убедить.
— Удивить, — говорит она, — что это значит? Значит, пробудить в ребенке интерес. Интерес к предмету. Интерес к учению в целом. А зачем? Луи де Бройль, французский физик, говорил, что знания — дети удивления и любопытства. Для меня самое важное — начало. Важно преодолеть психологический барьер, увлечь... и убедить детей в том, что русский язык и литература нужны лично каждому сидящему в классе. Зачем? Язык — средство общения, способ познания мира, основа культуры.
Да, Любовь Гордейчук влюблена в волшебную силу слова, здесь всегда есть тайна: происхождение, изменение значения, сила. Это просто клондайк! Этим своим восторгом Любовь Анатольевна заражает и своих учеников. И они не только хорошо сдают ЕГЭ, но и серьезно увлекаются исследованием этого удивительного явления — культуры речи.
Конечно, в основном им помогают всевозможные научные трактаты. Но без легкого дыхания художественной литературы все эти труды были бы неубедительны и пресны. И спорят порой до хрипоты на уроках в ее 19-й о доблести, о подвигах, о славе и о вечной любви. Высказывать свое мнение у Гордейчук — всегда пожалуйста.
О себе она говорит так:
Поговорим о странностях
Любви
Словами Маяковского-поэта.
О той, которая по Цельсию +43
И все 120 градусов
по Фаренгейту.
Не боюсь обвинений
в банальности —
О Любви надо петь, не говорить -
Вооружившись словами,
рифмами-пяльцами,
Сплетем из противоречий
Любови нить.
Любите ли вы театр, как люблю
его я?
Свет рампы, кулисы, зрители,
сцена!
На сцене — Шекспир,
Джульетта — я!
Я — Беатриче, Дездемона, Елена!
Но... 8.30... Звонок... Вместо
сцены — класс...
А в классе — я, Любовь
Анатольевна!
Движенье мысли, сиянье глаз,
Жизнь вокруг кипит веселая,
школьная.
Хотела поехать на юг: море,
солнце, пляж,
Дом омывают игривые волны.
Но... Вывел судьбы вираж:
Север, снегами, сугробами
полный,
Закружил, завертел, заштормил
метелями,
Ослепил сиянием безудержно-
звездным,
Осыпал золотом, багрянцем
осенним.
Жить без него теперь
невозможно.
Мечтала: доченька, платьице,
косы,
В них ленты цветные вплетаю я.
Но... В результате: два богатыря
рослых -
Старший сын Дмитрий
и младший Илья
Воплощают в жизнь мамин
секрет,
Страсть небывалую к опытам
химическим.
Петербург, университет,
химический факультет —
Мальчишек выбор был
категорическим.
Собака, все знают, человеку
друг -
Сенбернар, шарпей, терьер,
лабрадор -
Идет по следу, хозяина ждет,
Охраняет надежно двор.
Но... «Любовь коварна», — Шиллер
писал,
Все в ней, лукавой, наоборот:
Прихожу домой, встречает
меня
Сторожевой сиамский... кот.
Мечтала: на лыжах «десятку»
иду,
На катке бегу на коньках...
Разбилась мечта на хрустальном
льду —
Спортивной карьере — крах!
Но... нитки, иголки, пяльцы,
канва —
Оживают цветы, пейзажи, лица!
Вышивка — великая магия
волшебства,
В ней любая мечта воплотится!
Думала: буду спокойно и тихо
жить,
Без непредсказуемости
и стрессов...
Но жить в наше время — это
любить и творить!
В мире меняющихся
интересов
Есть у меня непреходящая
страсть,
Ей не изменит моя натура,
Мне как лекарство ее тайная
власть —
Русская классическая
литература!
Но помимо Толстого и Достоевского, Бродского и Булгакова, Пелевина и Толстого Любовь Гордейчук любит Лема и Брэдбери, Шекли и Стругацких, Вадима Панова и Сергея Лукьяненко. Порой ей так хочется необычного, иллюзорного, фантастического.
Это потому что в жизни она предпочитает точность и конкретику. И музыку предпочитает не романтическую, а более четкую, жесткую — рок. После школы собиралась поступать на биофак МГУ, даже отучилась на его подготовительном отделении, но в итоге, поддавшись агитации мурманских филологов, пошла в педагогический, чтобы все-таки этот элемент сюрреальности не потерять.
Школа ее подкупила. Тем, что именно здесь живо все то, что Гордейчук ценит превыше всего: здесь помогают раскрыться друг другу, те, кто работает здесь, всегда молоды душой. И она поняла, что сделала правильный выбор.
А вообще учителя играли немаловажную роль в жизни Любови Анатольевны. Ей хотелось быть похожей на учителя русского языка и литературы, директора школы Раису Литвин с ее нестандартным творческим подходом к уроку, с ее умением заинтересовать темой, которая выливалась в проект. (А ведь когда это было! Задолго до введения современных стандартов.) И было так комфортно с учителем английского, соседкой, ставшей впоследствии свекровью.
Да, с будущим мужем Любовь Анатольевна росла бок о бок, дом, музыкалка, лагерь. Говорит, что и не представляет себя отдельно от него. Эта любовь через всю их жизнь.
Больше всего в людях Любовь Гордейчук ценит оптимизм, открытое отношение к окружающим, доброту, готовность помочь. Это ей близко, потому что такова она сама. Ей милы уют и смех, и время, когда они собираются большой семьей у родителей под Питером и приезжают мальчишки, Дмитрий, осиливший аспирантуру Института химии СПбГУ, Илья, окончивший 3-й курс Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университет). Семья — это ее главное открытие, и все ее успехи во имя ее и благодаря ей.
В следующем году Заполярному, ставшему ей родным, ведь родители привезли ее сюда из Казахстана в полуторагодовалом возрасте, 60 лет. Ученики Любови Гордейчук всегда выступают на дне города, она талантливый режиссер и неизменный заводила подобных событий. А сейчас, как классный руководитель, она примет новый 10-й класс. О, сколько им вместе открытий чудных и удивительных находок сулит предстоящий год! Школа — это вечная молодость, здесь всегда все сначала. И только профессионализм остается неизменным.
|