Альпинизм особого рода
В физике есть свои вершины, но они не так недостижимы, как кажется
Можно ли увидеть человека за закрытой дверью? Почему рыбы плавают на различных глубинах? Как теплолюбивые плодово-ягодные выживают в мороз? Нет, это не отрывок из книжки «100 задачек для самых умных». Это всего-навсего рядовые вопросы, на которые запросто отвечают в классе у Антонины ЛИТВИНЕНКО, учителя физики из села Новокиевский Увал. Трудно поверить, но самой Антонине Анатольевне, теперь уже победителю конкурса «Учитель года Амурской области – 2014», физика когда-то казалась предметом далеким и немного загадочным. Да и вообще могло сложиться так, что она не стала бы педагогом. Хотя... могло ли?
Открытия каждую секунду
Антонина Литвиненко у доски десятый год. Молодой преподаватель с опытом. И интересом к предмету — это видно сразу. Хотя физика для Антонины Анатольевны и правда «не родная». В 2003 году она окончила Благовещенский государственный педагогический университет. В дипломе было четко написано: «Учитель математики и экономики», но против фактического положения дел ни одна бумага порой не справляется. Куда там диплому! Особенно если сначала в Хабаровске, а потом уже и в Увальской средней школе для начинающего педагога не нашлось вакансий по ее специальности. Зато нужны были физики. Со свойственными юному возрасту целеустремленностью и непробиваемым оптимизмом Антонина на вопрос директора «А сможете?» ответила: «Да!» Все-таки факультет оканчивала физико-математический. Но, углубившись в тему, поняла: ей самой надо учиться, учиться и еще раз учиться. Так начался долгий процесс превращения математика в физика.
Ну а кому, как не учителю, постоянно совершенствоваться? Педагог должен быть в курсе и традиций, и современных веяний, ведь ему приходится быть связующим звеном между поколениями. Проблема отцов и детей никуда не исчезает: взрослые становятся все старомоднее, дети становятся все непонятнее... Но это не беда, меняться нужно. Правда, мотивации учиться, и в особенности учить физику, у нынешнего поколения порой маловато, а ведь ФГОС-то требует. Да что там, сама жизнь требует! На эту тему Антонина Литвиненко и подготовила методический семинар для Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014».
Как замотивировать сельских детей, ведь большинство из них уже с раннего возраста знают — их жизнь связана с землей, с практическими навыками, хозяйствованием, а высокие материи, увлекающие Ньютонов, Фарадеев и Вавиловых, можно и по параграфам зазубрить. Не всем же открытия делать... В том-то и чудо, считает Антонина Анатольевна, что окружающий мир — настоящая физическая лаборатория, и открытия совершаются здесь каждую секунду.
Да и к тому же кто сказал, что физика — это только физика? В чистом виде ничего не бывает — это не только «наука о материи» утверждает. Например, предлагает Антонина Анатольевна своим ребятам определить атмосферное давление в самой высокой точке мира — на Эвересте. И вот, пожалуйста, подключили географию. А если порассуждать о том, как шел технический прогресс в нашей стране? Придется обратиться к истории. В арсенале ее урока и биология, и химия, и математика...
Нет физика и без лирики. Антонина Анатольевна обожает книги, и поэтому литература у нее на уроках тоже в ходу. «Вот мост железный над рекой / Промчался с грохотом под нами», — декламирует уверенным голосом Антонина Анатольевна фрагмент стихотворения Ивана Бунина на уроке в девятом классе. Казалось бы, зачем? Но любой ее ученик скажет: так тут же про относительность движения! А семиклассники начнут рассматривать картины Ивана Айвазовского и Алексея Саврасова — это ведь совсем не пейзажи, а целое собрание физических явлений!
Стопроцентное попадание
Правда, насчет уверенности Антонина Литвиненко не совсем уверена: честно признается — всегда была человеком замкнутым. Даже в детстве было сложно пойти в магазин и отвлечь строгую продавщицу, чтобы что-то попросить. И если бы ей тогда кто-то сказал, что через пару десятков лет ее запустят в чужой класс, которому под прицелом камер и фотоаппаратов нужно будет донести какие-то знания, она бы ни за что не поверила. Так что априори гордое «Я учитель!» Антонина Литвиненко поначалу мысленно произносила с вопросительной интонацией, словно пробуя на вкус. Ни особых примеров для подражания, ни семейной династии...
Конечно, в детстве, как и многие подружки, она играла «в школу», рассаживая рядком мишек и кукол, раздавала им задания. А мама Антонины уже по одной манере дочкиного общения с игрушками могла догадаться, кто сегодня вел занятия в детском саду. А вообще кем только не мечталось быть в детстве! Например, кондуктором... Вот здорово — можно целый день кататься на автобусе, да еще и деньги платят. Или манекенщицей. А еще лучше — ветеринаром. Не сбылось, правда, но зато «Записки ветеринара» Джеймса Хэрриота до сих пор настольная книга.
Но это все детские мечты, а в 10-м классе оказалось необходимо выбрать свой путь в жизни. Тогда Антонина записалась в математический класс... и через неделю, прихватив с собой нескольких подруг, перевелась в педагогический. Что ее вело — судьба? Призвание? Судя по всему, так и есть: лишь она одна из всех этих «перебежчиков» стала педагогом. Остальные отработали положенные три года и ушли из школы.
Но сейчас Антонина Анатольевна уже и не видит другого пути, кроме учительского. Когда она поступила в вуз, студентов сразу начали убеждать, что они должны готовить себя к профессии экономиста — это престижно. Но она уже тогда чувствовала, что это совершенно не ее профессия: понемногу приходило осознание того, что променять живое общение с людьми на одни только бумаги и цифры невозможно.
И тем не менее Антонина Литвиненко трезво оценивает выбор профессии. Нередко одиннадцатиклассники, проникшись ее азартом, спрашивают, а не пойти ли и кому-то из них в педагоги. Но Антонина Анатольевна тут же говорит: «Не идите!» Это решение, которое нужно принять самому, потому что в итоге либо большая ошибка, либо стопроцентное попадание.
Что нам стоит...
Знакомство с физикой ученики Антонины Литвиненко начинают еще в начальной школе. Идея пришла, когда оказалось, что есть те, кому это просто интересно раньше седьмого класса. Тогда и организовали кружок «Юный ученый». Ребята здесь учатся наблюдать за окружающим миром, искать различные физические явления, описывать их и объяснять, почему все происходит так, а не иначе. Увлекательно и интересно, почти детективное агентство по поиску уникальностей этого мира.
Начиная общение с будущим учителем-предметником в начальной школе, ребята к седьмому классу уже привыкают и к дисциплине, и к педагогу. А как всего за несколько минут расположить к себе незнакомый взрослый класс? Только каким-нибудь интересным ходом. Но и это Антонина Анатольевна умеет.
На конкурсном уроке она угостила ребят чаем с конфетами, и это был не только жест гостеприимства. А пока они наслаждались «самым вкусным в России «Птичьим молоком», серьезно сказала: «А вы ведь в физическом эксперименте участвуете!» Восьмиклассники не сразу поняли, но поставили на стол свои физические приборы, роль которых сыграли самые обычные чашки, и расселись за парты.
Порассуждав о том, какие кому достались чашки и почему, путешествуя, лучше брать чай в подстаканнике с ложечкой (остывает быстрее), Антонина Анатольевна предложила ребятам сформулировать тему урока. «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при его охлаждении. Согласны со мной? — уточнила педагог. Вроде звучит сложно, а на самом деле самые обыденные вещи описаны. — Ведь железную кружку вы не взяли бы, правда? Быстро нагревается! А ложка? Какая лучше — из стали или латуни? Берем ту, у которой больше теплопроводность, или ту, у которой больше внутренняя энергия?» Тут же решили поставить эксперимент, чтобы уяснить различия в теплопередаче. Калориметры, парафин и стержни из разных металлов — вот и весь нехитрый набор. Нагретые стержни оставляют на парафиновых пластинах разный след, и дети тут же догадываются — все дело в разной внутренней энергии.
И вновь это знания не просто для галочки. Вырастут ее ученики, заработают денег и захотят дом построить. А из чего — кирпич или дерево, а какие батареи выбрать — чугунные или алюминиевые? А если не батареи в доме, а печь, какую поставить — из кирпича или металла?.. Вспомнят этот урок и сделают правильный выбор.
Темы уроков Антонина Литвиненко черпает практически отовсюду, даже... из хобби. Кстати, муж Антонины Анатольевны увлеченный пчеловод и жену свою к делу привлекает. Правда, она пока еще только подмастерье, но кое-что уже подмечает. И кто знает, какие повороты благодаря этому получит очередная тема урока.
Все было не зря
Прошлый июль для Антонины Литвиненко выдался по-настоящему жарким. Днем работала на пасеке под гудение пчел, вечером — под гудение компьютера. Подготовка к всероссийскому этапу «Учителя года России – 2014» была в самом разгаре. Так что конкурсное время казалось почти отпуском. Но праздники имеют свойство быстро заканчиваться, а после вновь начинается обыденная жизнь с ее тяготами и даже подчас ненужными действиями.
При всех своих интровертных качествах самой трудной и бессмысленной в учительском труде Антонина Анатольевна называет именно бумажную составляющую. Однажды еще в самом начале работы, когда молодой педагог неверно заполнила очередной бланк, завуч сказала в сердцах: «Придут из университета — ничего не умеют! А из училища — и урок вести, и бумажку заполнить, и журнал». Так что первым профессиональным воспоминанием стала именно целая кипа бумаг.
Что ж, может быть, в чем-то завуч и была права. Но не всем же идти в колледжи! Колледж не дает, по мнению Антонины Анатольевны, главного — глубины и научности. Правда, даже и после вуза вполне может не хватать той самой глубины. И Антонина Анатольевна признает: не хватает, причем именно в физике. А ведь требуют растить олимпиадников, стобалльников... Помочь тут может только второе образование, и Антонина Литвиненко всерьез планирует заняться этим вопросом. Хотелось бы второе техническое. Правда, пока есть и другие задачи. В особенности личные. Если бы не конкурс, шутит Антонина Литвиненко, у ее двоих детей уже точно был бы братик или сестричка.
Она всегда старается искать во всем позитив, поэтому особенно неприятно и трудно, когда вокруг все только и говорят о том, как все плохо в образовании. Конечно, в этом есть своя правда. Если взять сельскую местность, то у учителей здесь вроде и заработная плата нормальная, только молодежь в школу не стремится. Ведь многое зависит от инфраструктуры... которой в деревне нет. Вот и уезжают из деревни люди, причем самые продвинутые, и увозят с собой детей. За последние семь лет, по словам Антонины Литвиненко, в районе заметно увеличилось число детей, нуждающихся в инклюзивном образовании. И это тоже обусловлено оттоком населения. А вся ответственность за таких трудных детей нередко переложена именно на школу и педагога. Один в поле воин — это про сегодняшнего учителя.
Но все равно надо бороться, никого нельзя бросать, как бы ни было трудно. В этом Антонина Литвиненко уверена. К тому же кто знает, может быть, завтра тот, кто сегодня доставляет больше всего неприятностей, станет самым прилежным учеником? А это значит, что все было не зря.
|