На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Дуэль по Пифагору

Анна Дубовицкая: «Педагог не профессия, а образ жизни»

Раз выдвигаешь такой тезис, будь добр ему соответствовать, что Анна Сергеевна и делает с удовольствием. Например, какой же настоящий педагог откажется перелететь через всю Россию, да еще и не один раз, чтобы участвовать в установочном семинаре, а потом и в финале Всероссийского «Учителя года»? Правильно, настоящий педагог не откажется. Даже если он на седьмом месяце беременности и даже если с сентября официально уже числится в самом уважаемом женском отпуске! Мало того, она и после конкурса первым делом пришла в родную школу на планерку и с энтузиазмом человека, буквально вчера сидевшего за одним столом (и партой тоже) с лучшими учителями страны, с ректорами ведущих вузов и даже с министрами, стала всех убеждать участвовать в конкурсе и ничего не бояться!

— Потому что, во-первых, это знания, опыт, знакомства, — говорит Анна. — Ведь все, с кем я познакомилась, очень разные, но замечательные люди, у каждого своя изюминка, и общаться с такими людьми здорово! А во-вторых, столько положительных эмоций за такое короткое время не испытаешь нигде, и это потрясающе! С некоторыми коллегами мы подружились, а с остальными в хороших отношениях и можем общаться в Интернете.

Главное — с какими мыслями ты идешь на конкурс. Я шла поучаствовать, набраться опыта, посмотреть на работу коллег, оценить, сравнить свои возможности. И получить удовольствие от этого! И еще никогда не забуду гостеприимство мытищинской школы. Да, все было хорошо: и как нас принимали, и как разместили, и какие экскурсии были замечательные, но я помню свое волнение, когда давала урок в незнакомом классе в школе города Мытищи, и как поддерживала меня классный руководитель этих ребят — прекрасный, позитивный человек! А потом оказалось, что и другие педагоги этой школы наблюдали мой урок по видеотрансляции, и столько теплых слов они мне сказали, все поддерживали! Спасибо им большое!

Анна говорит, что понимает тех, чей педагогический стаж уже приличный, они, наверное, переживают проигрыш тяжелее. Но все равно считает, что расстраиваться незачем. Такое поражение надо воспринимать с той точки зрения, что у тебя теперь есть к чему стремиться. А идти на конкурс надо не за победой, по мнению Анны Сергеевны, а за участием. На региональном этапе у нее, правда, получилось ровно наоборот. Пришла поучаствовать, а оказалась победителем. Хотя на первое место не претендовала. Цель была — представить свою школу так, чтобы хорошо выглядеть на фоне остальных. Она прекрасно знала, что в конкурсе участвуют более опытные учителя, а у нее всего лишь пятый год работы в школе, срок мизерный. Следующий за ней более опытный конкурсант имел 9 лет педагогического стажа, у всех остальных было больше. Так что, говорит, даже не думала о призовых местах, а стремилась к тому, чтобы не оказаться последней. Позже, когда поняла, что выиграла, сначала даже не осознала, только когда началось чествование, у победительницы слезы на глазах выступили. Потому что награждала ее Татьяна Михайловна Пчелкина, которая когда-то, когда Аня училась в своем родном селе Бобстово, вела в ее классе русский язык и литературу. А теперь наставник поздравляла свою воспитанницу и, улыбаясь, сказала тихонько: «Ну вот, Аня, ты и выросла…» Было очень приятно и трогательно до слез!

Еще одной заметной наградой после победы в региональном конкурсе стал сертификат на 40 тысяч рублей для приобретения путевки в одной из турфирм. Правда, с отдыхом придется повременить, хотя бы пока не закончится декретный отпуск. Ведь меньше чем через два месяца после всероссийского финала конкурса «Учитель года» — 27 ноября — у Анны Сергеевны родился сын. Поэтому один из первых вопросов, который я задала своей героине, был на тему отцов, точнее мам и детей. Очень меня заинтересовало, хотела бы она быть учителем у собственного ребенка, то есть учить его в своем классе? Оказалось, категорически нет! Боится, что будет чересчур требовательной в отношении к своему ребенку. Чтобы ни у кого в классе не появилось даже мысли, что сыну учителя отметки достаются просто так. Однако это совсем не означает, что она больше педагог, чем мама. Наоборот, Анна рассказывает, что после рождения сына стала глубже понимать позицию и отношение родителей к своим детям, их страх, переживания. Одно дело, когда со стороны видишь, и совсем другое, когда сама приносишь своего малыша на осмотр к врачу и ревностно следишь, насколько бережно с ним обращаются. «Теперь, — говорит Анна, — я с полным правом могу стать на сторону родителя. И думаю, что научилась лучше понимать истинные причины конфликтов между отцами и детьми. Ведь раньше только с точки зрения детей могла оценить ситуацию, а теперь очень хорошо понимаю родителей». После некоторого раздумья она добавляет, что, несмотря на пришедшую материнскую мудрость, хуже относиться к детям не стала. Как любила их всех раньше, так же и сейчас продолжает и любить, и скучать. Ведь главное — доброта, любовь, для учителя начальных классов важнее этого ничего нет. Недаром родители, выбирая школу для своего малыша, прежде всего смотрят на учителя. Даже в очередь к нему в класс записываются! Хотела бы она, чтобы и к ней так же записывались? Отвечает, что лучшей из лучших, пожалуй, быть не обязательно, но хочется, чтобы родители, которые ее знают и уже учили у нее первых своих детей, второе поколение тоже приводили к ней.

Школа № 1 находится в центре Биробиджана, считается очень хорошей, даже престижной, желающих здесь учиться много. Сейчас здесь полторы тысячи учеников, занятия в две смены, в старших классах профильное обучение. Анна Сергеевна пришла сюда сразу после Дальневосточной социально-гуманитарной академии (бывший Биробиджанский педагогический институт), которую окончила с красным дипломом и по двум специальностям — «учитель начальных классов» и «учитель английского языка». Затем были два года магистратуры по педагогике и психологии воспитания.

Почему остановилась именно на педагогической специальности? Потому что другие варианты просто не рассматривала, определившись с выбором профессии с первого класса. Ее первая учительница Светлана Васильевна Бескоровайная стала для Ани самой любимой, идеалом, а потом и помощницей. Три первых года учебы в школе оказались решающими в судьбе Анны. Анна Сергеевна вспоминает, как могла Светлана Васильевна за несколько секунд заинтересовать весь класс:

— Хотя из начальной школы мало что в подробностях остается в памяти, — рассказывает Дубовицкая, — но ощущения свои я четко помню. Во-первых, было очень интересно! И я всегда чувствовала любовь Светланы Васильевны, сопереживание, ее заботу о нас, она всем нам как мама была! Вплоть до того, что мы после уроков вообще не хотели уходить из школы. Родители приходили за нами по вечерам и забирали по домам. А из ее методов работы тоже кое-что помню, ведь всегда было так интересно! У нас изучение таблицы умножения проходило в виде дуэли: мы стояли напротив друг друга у доски, и нужно было быстро дать ответ на числовое выражение, которое говорил учитель. И кто первый «выстрелит» ответом, тот победит в дуэли! А в руках у нас были игрушечные пистолетики, поэтому после ответа действительно щелкал «выстрел». Еще мы играли на уроке в магазин, на парте лежали ценники, ассортимент товаров, и мы выбирали, считали…

Анна говорит, что на своих уроках тоже часто играет с учениками «в магазин» — так дети проживают обычные ситуации, с которыми сталкиваются в повседневной жизни. Это дает им возможность почувствовать, что школа и жизнь тесно связаны, а полученные знания обязательно пригодятся. Один из ее любимых методов — проектный, им она занималась с детьми с удовольствием, особенно на уроках окружающего мира. Много приводила примеров из своей жизни, часто использовала игровые моменты. Когда только начала работать, ей сразу дали второй класс, с ними отучилась в третьем и четвертом, а потом набрала своих самых первых «первачков». Сейчас они в третьем — «родные-родные», и она по ним очень скучает! Говорит, в первые дни отпуска места себе не находила, так хотелось к деткам на уроки! Сейчас тоже с родителями поддерживает отношения, они консультируются по домашним заданиям, вместе с детьми в гости приходят, поздравляли и с рождением сына, и с ее днем рождения, и с Новым годом — одним словом, не забывают. А она за них спокойна — хорошему учителю передала, Надежде Геннадьевне Казаковой.

Учитель начальных классов — универсал во всем. Например, Анна Сергеевна в первом классе преподавала математику, окружающий мир, русский язык. Еще вела музыку, физкультуру, рисование и технологию. Во втором классе музыку и рисование отдала специалистам-предметникам — и программа стала сложнее, и дети подросли. Спрашиваю, что ей самой ближе, какой предмет. Говорит, что математика и русский язык, хотя, конечно, литературное чтение с окружающим миром тоже предметы интересные, но там разговоров больше, а ее, наверное, больше точность привлекает.

В одном Анна Дубовицкая уверена полностью — лучше начальной школы ничего нет! Это можно сравнить с работой скульптора: когда ты в руки получаешь пластилин и стараешься вылепить из него самые красивые фигуры, а потом понимаешь, что ребенок, раньше ничего не знавший, уже через четыре месяца начинает писать и читать, и ты видишь результат своей работы! Ну разве не чудо?!

Теперь от своих учеников Дубовицкая получает отклик на любое движение и на каждое слово! «И я понимаю, — говорит Анна, — что такой радости и отдачи от работы ты уже не получишь нигде! Ты ведешь урок, задаешь вопрос, и он не уходит в пустоту, а ты видишь сияющие глазки, как ребенок не может усидеть на месте, подпрыгивает — так хочет тебе ответить! Потому что он знает ответ. Это дорогого стоит».

На традиционный вопрос, каким должен быть современный учитель, Анна Сергеевна ответила мне тем самым крылатым в педагогической среде выражением, что педагог — это не профессия, это образ жизни. Поэтому она в первую очередь ценит в учителе человеческие качества, он должен быть добрым, отзывчивым, честным, открытым к общению и к детям. Но и без профессиональных качеств — умения преподавать, научить, дать ребенку возможность самому развиваться — педагог не состоится. Хороший результат возможен только тогда, когда все эти качества вместе соединяются в учителе. Есть еще одна важная вещь. Педагог должен суметь не пресечь на корню то, что в ребенке заложено, дать ему возможность развиваться. Должен всегда помнить, что не все ограничивается школой, есть и дальнейшая жизнь. Поэтому главная задача школы не сломать ребенка, а дать ему возможность почувствовать себя личностью. Чтобы он понимал: все, что происходит в мире, зависит не от кого-то, а от каждого из нас, и от него тоже. Надо только уметь применить свои знания и таланты.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 18 от 5 мая 2015 года



Гущин Д. Д.