Дотянуться до радуги
Ученики Татьяны Немцевой уверены, что мир красив и многоцветен
«Дотянуться до радуги» — так сформулировала Татьяна НЕМЦЕВА свое педагогическое кредо. Оно означает, что учитель должен разглядеть в каждом ученике креативность, одаренность, желания, задатки, готовность, способности, фантазии и только потом начинать воспитание — воздействие личности на личность, характера на характер. Сложно? Да. Но если учитель невнимателен, его ученики могут вырасти несчастными. Настоящий педагог — всегда и в первую очередь гуманист — обязан об этом помнить.
...Татьяна Григорьевна Немцева возвращалась из Москвы вскоре после Дня учителя. Каково же было ее удивление, когда на проспектах Абакана, столицы Хакасии, она увидела большие рекламные щиты с собственным портретом.
«Это было неожиданно и очень приятно! — вспоминает Татьяна Григорьевна. — Праздник, начавшийся в Мытищах и Москве, продолжался и дома!»
В Черногорской гимназии Немцеву тоже встретили тепло и сердечно. Она возвратилась воодушевленной, в отличном настроении, которое, конечно же, передалось и семье, и ученикам, и коллегам. Глядя на Татьяну Григорьевну, многим захотелось проявить себя с самой лучшей стороны. Не случайно сын Татьяны Григорьевны Дима вскоре после этого завоевал 1-е место в городских соревнованиях по карате. А в мае, сразу после того как Немцева победила в региональном конкурсе, ее ученица Маша Минченкова стала победителем республиканского конкурса одаренных детей в номинации «Естественно-научное направление». Хорошо, когда детям есть с кого брать пример.
После Всероссийского конкурса у Татьяны Григорьевны работы заметно прибавилось. Теперь ни одно педагогическое мероприятие в регионе не проходит без ее участия. Ее приглашают проводить мастер-классы, делиться опытом. Часто приходится быть членом жюри педагогических конкурсов, выступать перед студентами педагогического колледжа. Отказывать нельзя: выбрали лучшим — соответствуй...
«Жизнь вокруг меня кипит, но это только радует, — делится Татьяна Григорьевна. — Скоро выпускной у моих четвероклашек. А потом лето — горячая пора на огороде. А в сентябре ко мне придут новые ученики. К этой встрече нужно подготовиться. Планов много...»
В Татьяне Немцевой любой, даже далекий от образования человек узнает счастливчика. Про таких говорят: «Повезло. Человек на своем месте». Но то, что школа — именно ее место, моя героиня поняла не сразу. Ощущение правильности, необходимости собственного присутствия в классе пришло не в результате одобрения коллег или начальства, а после невольного признания одного из самых непоседливых учеников. Однажды на уроке он поднял руку и позвал: «Мама!» И сам тут же смутился: «Ой, Татьяна Григорьевна!» Кто-то из детей засмеялся, но большинство замерли в ожидании реакции учителя. «Мне ничего не оставалось как поцеловать его белокурую макушку и прижать к себе. Именно после той случайной оговорки я твердо и с гордостью сказала себе: «Я учитель!» — и добавляет: — С тех пор прошло почти 14 лет. После того памятного момента меня часто дети называли мамой, невольно, конечно. И я всегда реагирую одинаково, как в первый раз».
Интересуюсь у Татьяны Григорьевны, сколько времени учитель может сомневаться в своем праве работать с детьми? Как долго должен доказывать себе и другим свой профессионализм?
Оказывается, все зависит от того, какой идеал видит перед собой учитель, какие требования предъявляет к себе с самого начала. Моя героиня, например, уже в первом классе захотела стать учителем. Образ Нины Петровны Белой — первой учительницы — многим ее одноклассникам казался сказочно недосягаемым. Элегантная, умная, в меру строгая и очень красивая, все прислушивались к ее словам, уважали, ученики же просто любили.
«Помню, как мы гордились, когда ей присвоили звание почетного работника образования. Нам казалось, что нас учит самый лучший учитель в мире! Учитель-личность! — рассказывает Татьяна Григорьевна и добавляет: — Я и сейчас в этом нисколько не сомневаюсь».
Иногда Нина Петровна доверяла своим лучшим ученикам вместо нее провести какую-то часть урока — почувствовать себя на месте учителя. Предварительно она разрабатывала со своим «заместителем» план урока, объясняла, что за чем должно следовать, на что обращать особое внимание. Сказать, что Тане очень нравилось быть учителем — ничего не сказать: это всякий раз становилось незабываемым событием в жизни.
Удивительно, но сама Нина Петровна и предположить не могла, что Таня пойдет по ее стопам. «Тебе нужно в театральный поступать!» — уверенно говорила она, потому что видела в своей ученице несомненные актерские способности и всячески старалась их развивать. «Кем я только не была на уроках и праздниках, какие только костюмы не шила мне мама! И у меня действительно получалось!» — с улыбкой вспоминает моя собеседница.
Но ее интерес к профессии педагога оказался больше, чем желание блистать на сцене. На выбор жизненного пути в конечном итоге повлияли и другие учителя. С благодарностью вспоминает Немцева учителя русского языка Светлану Петровну Самохвалову. Она учила ребят размышлять о смысле жизни, она же впервые дала послушать песни Владимира Высоцкого. Учась в школе, любила Татьяна Григорьевна и уроки химии — Фрида Сергеевна Бондарева всех увлекала своим предметом. С теплотой и уважением говорит Немцева о своем классном руководителе Евдокии Потаповне Валовой: «Она открывала нам не только удивительный мир физики, но и окружающий мир. С ней мы ходили в походы, изучая неповторимую природу Восточного Казахстана». Нужно уточнить, что свои первые семнадцать лет Татьяна Немцева прожила в казахстанском поселке Малеевске, лишь в годы перестройки семья переехала в Абакан, на родину мамы. Хакасия тоже очень скоро стала родной. Природа произвела на Татьяну неизгладимое впечатление: Саянские горы с белоснежными вершинами, Енисей, бескрайние степи, тайга, знаменитая Саяно-Шушенская ГЭС — от окружающего величия у Немцевой до сих пор захватывает дух.
С учителями моей героине везло не только в школе. В Абаканском педагогическом колледже ей посчастливилось встретить Валентину Александровну Поминову. В каждом студенте преподаватель педагогики видела личность, в каждом старалась развить способности. И сейчас Татьяна Григорьевна считает Валентину Александровну своим главным наставником. И конечно же, Немцева благодарна своей маме, которая помогала всегда и во всем, вначале поддерживала в выборе профессии, позже нянчилась с сыном Татьяны Григорьевны, брала на себя заботу о нем во время конкурсного марафона — освобождала дочь от бытовых проблем.
— А как же актерский талант? — спрашиваю я, мысленно возвращаясь к прошлому моей героини. — Говорят, даром нельзя пренебрегать...
— К тому моменту, когда мы переехали в Хакасию, я окончила два курса педагогического училища Усть-Каменогорска и должна была переводиться на третий курс в Абаканский колледж. Были каникулы, и я узнала, что из Санкт-Петербурга приехала приемная комиссия театрального вуза. Я подала заявление на участие в отборочных турах. И прошла два тура успешно, а на третьем выступила не очень удачно и поняла, что спокойно могу продолжать учиться на педагога — больше искушений театром у меня не будет. То есть шанс был, и я правильно сделала, что проверила себя. Но свои способности я вполне реализовала. Учителю начальных классов приходится быть и сценаристом, и режиссером-постановщиком, и разные роли играть для маленьких зрителей в урочной и внеурочной жизни. Марк Поташник, академик Российской академии образования, однажды сказал, что школа не что иное, как театр для детей. И я с ним полностью согласна. Все роли в этом театре нужно сыграть без фальши. Ведь если ребенок учителю не поверит, все его усилия окажутся напрасными.
Татьяне Григорьевне дети верят безоговорочно. Потому что она не играет, а живет их жизнью, их интересами. Смеется вместе с детьми, если весело, и не скрывает слез, если очень грустно. «Смотрю ученикам в глаза открыто, ласково и твердо, дарю им надежду на их успех и веру в себя. И с каждым уроком вместе с ними становлюсь добрее, искреннее, великодушнее» — так написала о себе Немцева в своем конкурсном эссе.
Наверное, наиболее объективно о педагоге могут судить родители учеников. Ведь из школы маленький человек приходит домой. Внимательные мамы всегда замечают, в каком настроении возвращаются их сыновья и дочери.
— Наши дети приходят домой вдохновленными. У них горят глаза, они увлеченно рассказывают о том, что сделано или предстоит сделать к тому или иному событию. В каникулы ждут не дождутся встречи друг с другом и Татьяной Григорьевной. Праздники у нас всегда проходят тепло, по-семейному. Разве мы можем не ценить этого? — делятся родители своими впечатлениями.
Татьяна Григорьевна умеет работать не только с детьми, но и с родителями — родители ее класса всегда самые дружные, сплоченные, поэтому и у детей межличностных проблем практически не бывает. Если вдруг возникает какое-то недопонимание, учитель и родители сразу же сообща принимают меры. Они друг с другом всегда на связи — в любое время могут позвонить или написать в социальной сети, посоветоваться. Секрет Немцевой прост — с первого класса любой праздник, каждое внеурочное мероприятие родители готовят и проводят вместе с учителем. Вместе несколько раз в году выезжают за город. «У нас традиция: с первого класса в сентябре мы выезжаем на природу в честь какого-то овоща или фрукта. В первом классе был у нас картофельник, во втором — арбузник, в третьем — капустник, в четвертом — тыквенник. С Татьяной Григорьевной не соскучишься. Она всегда придумывает что-нибудь интересное и всех нас увлекает. Благодаря ее энтузиазму и энергии мы стали одной большой семьей», — рассказывает Елена Юрьевна Потапова. А Татьяна Григорьевна тут же добавляет: «У меня замечательные родители. Всегда и во всем помогают и даже инициативу проявляют. Накануне этого учебного года мне даже не пришлось их звать на помощь готовить кабинет — они сами организовались и все сделали. Меня пригласили лишь «на приемку» — это был настоящий подарок. Хотя я немного расстроилась, что родители лишили меня удовольствия пообщаться с ними за работой. Ведь если вместе, любой труд в радость».
Это первый выпуск Татьяны Григорьевны в Черногорской гимназии, она работает здесь только четвертый год, а до этого 12 лет была учителем в гимназии Абакана, хотя жила с семьей в Черногорске. Каждое утро ей приходилось вставать пораньше и ехать 18 километров до гимназии. Когда же сын Татьяны Григорьевны сам пошел в первый класс, она решила, что нужно работать рядом с домом. Расставаться с абаканской гимназией, детьми и родителями, к которым успела привыкнуть, было очень тяжело, но другого выхода не было.
...Татьяна Григорьевна на уроке видит каждого ребенка, малейшее изменение в поведении, настроении становится для нее сигналом. После уроков она пытается разобраться, в чем причина. Ежедневная проверка тетрадей для нее не механический процесс, а один из важных этапов саморефлексии. «Я всегда проверяю работы детей с мыслью: «Где я недоработала, что сделала не так?» Оценку ставлю прежде всего себе. Если ребенок невнимателен на уроке, вял и рассеян — понимаю: что-то произошло в семье. Делюсь беспокойством с родителями, давая понять, что ребенок мне дорог. Это не лукавство с моей стороны — я переживаю за каждого своего ученика, моя задача — помочь, чего бы мне это ни стоило».
|