«Классный» факелоносец
Разве можно постареть, когда твоим ученикам всего 16?
Бытует мнение, что в современной школе работают одни неудачники, не сумевшие устроиться на спокойное, денежное местечко. Елизавета Козлова, учитель года – 2014 Калужской области из Бетлицкой средней школы, считать себя неудачницей отказывается.
У «вечной отличницы» Лизы не было проблем с учебой. Родители-медики были бы рады, если б дочь продолжила династию. Но она решила стать инженером, решала задачки по физике и математике на заочных подготовительных курсах. Собиралась поступить в МВТУ имени Баумана, но, приехав подавать документы, первым делом увидела на стене карданный вал в разрезе... И поняла, что люди ей интереснее. К тому же с детства любила путешествовать — бродила с родителями по туристским и лесным тропам. Лучшая подруга, с которой до хрипоты спорила о том, какая профессия полезнее для общества, убедила, что учитель иностранного языка — тот же путешественник, только открывает детям не тропы, а дорогу в жизнь. В результате на факультете иностранных языков Калужского государственного педагогического университета они оказались вместе. Вместе «зайцами» пробирались в родную общагу, пока наконец-то отличницам не выделили законные койко-места.
— Наверное, я счастливая, потому что за все эти годы не было ни одного дня, чтобы пожалела о том, что я учитель, — говорит Елизавета Валерьевна. — По моему глубокому убеждению, не найти более созидающей, творческой, активной и интересной деятельности! Вхожу в класс — и забываю о личных проблемах и неурядицах. На меня в ожидании открытий смотрят мои ученики. Они такие разные: способные и не очень, шустрые и тихони, храбрые и осторожные. И каждый из них — личность, будущий Эйнштейн, Ломоносов, Пушкин... Нужно только помочь им поверить в себя и поддержать в непростом школьном деле.
Университетские преподаватели Елена Порфирьевна Тарасевич, Альбина Ивановна Макарова, Анна Викторовна Преображенская дали первые, незабываемые уроки педагогического мастерства. Это Елизавета Валерьевна считает главным — воспитание в первую очередь не языковеда, а учителя. Почти все каникулы проводила вожатой в лагерях. И хотя в составе лучших студентов ее по обмену отправили на три недели в Германию, переводчицей быть не захотела. Краснодипломница, у которой был богатый выбор — в 1987 существовало еще свободное распределение для отличников, — мечтала вернуться в родную школу. Ту, что окончила сама. Потому что там были ее учителя, которых она любила и с которых брала пример, став учителем.
В район вернулась, но пришлось поработать в другой школе, потом в роно. Бумажная работа ей совсем не нравилась. Ее тянуло к детям, таким же, как она, которым все интересно! Только через пять лет Бетлицкая школа стала самой большой в Куйбышевском районе, и потребовалась «англичанка».
— Мы вместе разрабатываем маршруты получения нового знания. Думаем вслух на уроке. Мои ученики знают: нет неправильных мнений, есть разные! Я не снабжаю их готовой информацией, а учу, как ее искать. Стараюсь меньше говорить на уроке, чтобы у них было время поразмышлять.
По статистике только 39 % выпускников школ умеют эффективно работать с новой информацией, обобщать данные, факты, анализировать события, делать логические выводы и формулировать свою точку зрения, то есть обладают навыками, которые позволят им стать успешными членами социума, быть способными и готовыми к дальнейшему самообразованию. Именно это натолкнуло Елизавету Валерьевну на поиск методов и технологий, позволяющих изменить ситуацию. Привлекла ее технология обучения в сотрудничестве — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
— Каждый мой урок личностно ориентирован. Это непременное условие для развития способностей ребенка и таких качеств личности, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к самостоятельному изучению иностранного языка.
Она применяет разные способы. Например, «Пронумерованные головы вместе». Каждому члену команды присваивается номер 1, 2, 3, 4. Группам даются вопросы. Все члены группы обсуждают вопросы и формулируют ответы. Учитель называет номер, и все, к примеру, вторые номера дают ответ на вопрос. Следующий вопрос разъясняют, допустим, 4-е номера. Причем ребята не повторяют, а дополняют и поправляют друг друга, критически осмысливая услышанную информацию. Мозговой штурм позволяет развивать в детях креативное мышление, существенно расширять коммуникативные контакты. «Окружи мудреца» — прием взаимопомощи, когда сильные поддерживают слабых.
— Мне хочется, чтобы ребенок осознавал, что учитель не надзирательно-карающая инстанция, а живой человек, который может просто расстроиться или даже обидеться, если ты не выучил урок. Да-да, не отругать за лень и безответственность, а обидеться. Вы ведь так много ждали от этого ученика! Ведь он такой умный и сообразительный, а позволяет своему блестящему уму простаивать без дела! И очень часто такое поведение учителя помогает гораздо эффективнее, чем наказание.
Еще одна технология, взятая Елизаветой Валерьевной на вооружение, — «Развитие критического мышления», разработанная Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы. Технология формирует умения: работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений; решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; выстраивать конструктивные взаимоотношения. Ее особенность — трехфазовая составляющая урока. Первая — вызов. Для прогнозирования событий учитель использует прием «Дерево предсказаний», где ствол — тема, ветви — предположения, листья — их обоснование. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и продолжиться дома. На этапе рефлексии школьники принимают участие в ценностно-ориентационной деятельности в форме различных видов дискуссий или в написании исследовательских работ. Рефлексия одиннадцатиклассников по письмам русских и американских ветеранов Второй мировой войны вылилась в проект «Альбом Памяти». Елизавета Валерьевна вместе с группой учителей английского языка из разных регионов России в 2010 году проходила стажировку в Вашингтоне и при университете Педью в штате Индиана. Идея о создании проекта возникла, когда учитель американской школы подарила книгу воспоминаний американских ветеранов «An Album of Memories». Ребята читали письма американских ветеранов и детей из Америки Второй мировой войны, переводили письма фронтовиков из Куйбышевского района, встречались со своими «детьми войны». Работа позволила ребятам совершенно по-другому посмотреть на вклад американских ветеранов в победу над фашизмом. Они создали сайт, где помещали свои размышления над письмами.
В исследовательском проекте «Наша малая родина» восьмиклассники изучали историю родного поселка в рамках Всероссийского конкурса «Интерактивная карта России».
— Любовь к иностранному языку начинается с любви к своей стране, — уверена Елизавета Валерьевна. — Поэтому в содержание образования обязательно включаю элементы краеведения. Мы с классом каждый год ходим на летних каникулах в походы. В 2013 году ездили в Санкт-Петербург, а в прошлом году мы совершили экскурсию в Белоруссию. В сентябре 2013 года в связи с 70-летним юбилеем освобождения калужской земли от немецко-фашистских захватчиков побывали в Новосибирске. Калужские школьники выступали во Дворце культуры с литературной композицией у мемориала «Свеча памяти». Нас поразило, как сибиряки трепетно относятся к событиям Великой Отечественной войны. Они очень бережно хранят память. Пожилые люди и ветераны подходили к нам, благодарили детей за выступления.
Подготовка российской молодежи к жизни в современном информационном мире требует использования новых информационных интернет-технологий. Елизавета Козлова активно внедряет в свою педагогическую деятельность информационно-коммуникативные технологии, такие как Веб 2.0. Это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями и соавторами. Ее ученики часто работают над проектами с созданием блогов для публикации и обсуждения своих идей и материалов, создают вебквесты по проектам, презентации, что помогает усвоению материала и позволяет широко использовать визуальный канал восприятия информации. Причем Екатерина Валерьевна старается включать местный компонент в материалы. Так, презентация «Wind of Changes» (на тренировку пассивного залога) строится на положительных переменах, которые происходят в жизни Бетлицы за последнее время.
— Успешное участие в ЕГЭ позволяет моим ученикам поступать на факультет иностранных языков и в экономические вузы, где необходим иностранный язык как вступительный экзамен. Растет качество знаний учащихся. Повышается мотивация к изучению английского языка. Мои учащиеся принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах по английскому языку и являются их постоянными победителями или призерами. А я в свою очередь не перестаю учиться у них, — признается учитель с 27-летним стажем работы. — Дети поражают подчас очень тонким восприятием мира, способностью сопереживать. Не согласна, что современные дети циничны и жестоки! Они просто другие: более прагматичные, технически продвинутые, прямолинейные, не готовые уважать старших только за то, что они старше. Но я вижу, что они столь же ранимы и чувствительны, как все дети во все времена, если что-то их искренне трогает. Моя ученица без малейших сомнений подбирает слово «верность» в качестве синонима к слову «собака». Это дорогого стоит.
Поддерживать своих учеников в стремлении мечтать о высоком и усердно работать, превращая мечту в цель, а цель — в план, Елизавета Козлова старается своим примером — участвует в различных профессиональных конкурсах. В 2007 и 2012 годах побеждала в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лауреат регионального конкурса «Самый классный классный». Ее ребята берут кубки в спортивных соревнованиях, и она не отстает: играет в волейбол, ходит в турпоходы, а осенью 2013 года стала факелоносцем в эстафете олимпийского огня в Калуге. Конкурс «Учитель года», по мнению Елизаветы Валерьевны, позволяет проявить творческие способности и стимулирует профессиональный рост:
— Я познакомилась с лучшими педагогами региона и страны. Приятно видеть, какие замечательные люди у нас в профессии. Участие в конкурсе — очень большая мотивация. Хочется жить, работать и продолжать совершенствоваться. Уверена, если ученики будут видеть перед собой активного, развивающегося учителя, то это будет для них лучшим стимулом и в учебе, и в саморазвитии. Вместе с детьми я проживаю новую жизнь и молодею душой. Разве можно постареть, когда твоим ученикам 10, 14, 16 лет? И они многого ждут от учителя: что он расскажет, покажет, посоветует, чему научит. Учитель просто обязан постоянно повышать свой уровень преподавания, идти в ногу со временем, чтобы разговаривать со своими учениками на одном языке. А уж они порадуют способностями и идеями, словами и поступками!
|