На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Когда деревья были большие

Ирина Черепанова знает, как научить малышей главному

В детстве я очень любила деревья. Не все подряд, я выделяла из них родных и близких мне существ, которым поверяла сердечные тайны и первые мысли. Но мне и в голову не могло прийти, что примерно тем же самым можно заниматься... в школе. Учитель начальных классов Брылинской школы Курганской области Ирина ЧЕРЕПАНОВА учит своих ребят тому, что весь мир — живой и нуждается в нашей любви, с помощью всего — природы, литературы, спорта, даже искусства приготовления бутербродов...



Первая ученица


Ирина Иннокентьевна Черепанова вечная ученица и одновременно учительница. Еще с раннего детства, когда «учила» всех подряд — кукол, подружек, котят, младшего брата. Потому что другого жизненного сценария не представляла, всегда перед глазами были старшие, сияющие авторитеты, прежде всего мама, отдавшая школе 32 года, потом первая учительница, да и старшая сестра, ставшая учителем математики.

Она счастливая, потому что никогда не знала мук сомнений и выбора — кем стать, куда пойти работать, какой быть. Всю жизнь была правильной, искренней, прямой. После окончания Шадринского пединститута Ирина просто не могла не вернуться в свою родную сельскую Брылинскую школу. Ей было там уютно и хорошо. Это дом ее души. Все ее тропинки ведут к школе.

Ирина Иннокентьевна именно такая, какой и представляешь себе учительницу начальных классов. Скромная, простая, излучающая уверенность, спокойствие, доброжелательность. Про нее интуитивно чувствуешь, что она не накричит на твоего ребенка, наоборот, защитит и выслушает, поможет, если что-то не получается. Словом, это учитель, с которым твоему самому любимому, родному, беззащитному мальчику или девочке будет тепло, спокойно и надежно. А ничего больше, по гамбургскому счету, от первой учительницы и не нужно. Но это так много и такая редкость!

Со своими детьми из «началки» ее роднит какая-то наивная в своей искренности готовность чему-то научиться. Говорит ли она про коллег (до сих пор, несмотря на 16 лет стажа, приглашает к себе на уроки старших товарищей, чтобы что-то новое или мудрое посоветовали-подсказали), про интерактивную доску (она хотела бы такую освоить, но дорогое оборудование не дошло пока до младшей школы) или профстандарты (одобряет, потому что те «все разложили по полочкам»). Она и говорит порой, как девочка-отличница, лучшая ученица класса:

— Невозможно каждый урок провести на оценку «пять», всегда есть чему учиться...

Не скрывает, что учится и у своих детей — не только искренности, но и новым реалиям жизни.

— Они могут меня спросить о чем-то, что я не знаю, — говорит моя героиня. — И я так честно и признаюсь. Но при этом говорю, что обязательно узнаю.

То же самое и с родителями. Она не стесняется попросить их совета, поделиться жизненным опытом, которого в силу возраста и обстоятельств у нее нет.

— У нас идет такой обмен мнениями и опытом — я у них чему-то учусь, они учатся у меня, — говорит Черепанова.

У нее учатся прежде всего терпению и ровности характера. Наверное, поэтому именно ее классы (сейчас у нее уже четвертый набор) самые многочисленные. Ну вообще-то Брылинская школа маленькая, в ней всего чуть больше 100 человек, и классы тут по 5-6 человек, а у Черепановой аншлаг — в 2 раза больше.

— Я счастливая, у меня не 5 и не 25 детей, 10 — это оптимальное количество, — говорит она.

Некоторые готовы вести к ней детей почти в 8 лет, и был случай, когда родители как-то получили разрешение и отдали к ней в класс девочку, которой не было еще 6! Это родительское доверие, тем более в селе, где все на виду, конечно, дорогого стоит. Она его как может бережет.



Лаборатория решенных и нерешенных проблем


Ирина Иннокентьевна и считает, и называет родителей коллегами. Она открыла для себя большой секрет — пусть кому-то он кажется тайной Полишинеля, попробуйте его реализовать — только объединившись вместе с папами и мамами своих деток, она сможет по-настоящему понять их и помочь им.

Она в полной мере использовала традицию своей школы — создание творческих объединений, попросту говоря, кружков под руководством родителей. «Это и «Поваренок», где дети учатся готовить несложные блюда, те же бутерброды, организовывать чаепития; «Почемучка», где узнают много нового и интересного, учатся делать подарки своими руками», — делится своим опытом наша героиня.

А родительский всеобуч?! «Составляя его план, мы совместно определяем темы, чтобы было всем интересно на родительском собрании», — написала в своем эссе наша героиня. При этом формы проведения встреч очень разнообразные — это и лаборатория нерешенных проблем, и собрание-диалог, и собрание — круглый стол, и собрание рецептов семейного счастья, и собрание-консультация.

Поэтому я не очень-то удивилась, когда Ирина Иннокентьевна рассказала, что мама ученика ее первого выпуска, после того как он поступил в УрФУ, не забыла ее поблагодарить. Родительница была свято уверена, что тягу к знаниям и упорство к их достижению заложила именно первая учительница.

И все-таки главное для Черепановой не сами предметные знания, а те мгновения истины, что стоят за ними. Уметь безошибочно отделять добро от зла, научить детей верно чувствовать куда важнее. Это проявляется во всем. Во «внеурочке» — в спортивных кружках, где важно чувство локтя товарища, или в школе доброты и вежливости, которую она вела 3 года.

— И я вижу результаты своей работы каждый день на перемене — у нас нет ни ссор, ни драк, — радуется учитель. И она была бы не она, если бы скромно не прибавила: — У нас вообще все дружат — школа и село маленькие, все друг друга знают. Первоклассник может спокойно подойти к старшекласснику за помощью.

На уроках этот нравственный компас работает не менее остро. «В каждой задачке, слове, предложении находим повод для рассуждения. Каждая оценка не выставляется просто так, ее обязательно обсуждаем, решая, над чем необходимо еще поработать», — убеждена она. На математике всегда можно обратиться к чувству точности, верности, справедливости, честности. Что уж говорить про ее любимую литературу, вернее, чтение...

Ирина Иннокентьевна обожает создавать ролевые ситуации, читает с детьми по ролям с первых дней учебы. В результате стихи, сказки, рассказы становятся живыми и незабываемыми, а степень их воздействия на ребячью душу повышается неимоверно. До сих пор ее выпускники вспоминают пронзительную «Лебедушку» Есенина, читая которую, не стесняясь, плакало полкласса. А учительница плакала от облегчения — правильно воспитала детей...

Ролевые ситуации — ее конек. Вот и на открытом уроке финала «Учителя года – 2014» Черепанова раскрыла тему работы над речью через игру «Спокойной ночи, малыши!». Ирина Иннокентьевна предложила малышам из подмосковного Подольска попробовать себя в роли телеведущих, которым просто необходимо четко и складно говорить. Скороговорки и пословицы для этого самое то. Второклашки с удовольствием откликнулись, тем более что все желающие получили возможность оказаться на экране (точнее, его изображении с вырезанными овалами вместо лиц Хрюши и Степашки) рядом с Оксаной Федоровой. Пусть и картонной, но кажущейся такой реальной!

Надо ли говорить, что сначала Ирина Иннокентьевна посоветовалась со своими ребятами, и они полностью одобрили идею урока.



Счастливая страна взаимопонимания


Ее дети вообще эмоционально раскованны и открыты новым впечатлениям, может быть, потому что учительница просит их выражать в линиях и красках свое настроение за день или от литературного произведения. Все это сугубо добровольно. И с каким же удовольствием они приносят рисунки на следующий день!.. Недаром ее девиз (ее «Семь «я») делает ставку на творческое начало: «Учи, твори, люби, мечтай, желай, расти, не забывай!»

Внеклассная работа через классные часы, коллективные творческие дела, походы, праздники и беседы посвящена тому же. «Каждодневное общение с детьми — это «Необычное путешествие», которое не проходит бесследно. Во время путешествия мы бываем на «Острове знакомств», «Архипелаге средств общения», на «Волшебном острове эмоций», в «Ущелье страхов», на «Материке конфликтов и ссор», проплываем по «Океану человеческих чувств», заходим на «Остров забытых ощущений» и наконец попадаем в «Счастливую страну взаимопонимания», — поэтически описала свой опыт героиня.

Но больше всего меня трогает глубинная связь с природой, которую пестуют — лучшего слова не подберешь! — в ее школе. Взять хотя бы традицию, по которой каждый четвертый урок проходит на улице. Вспоминается замечательное природоцентричное, как сказали бы сейчас, обучение Сухомлинского. Здесь, вероятно, тоже считают, что самому главному можно научиться, увидев и прочувствовав красоту выращенного тобой или дикого цветка, слушая плеск реки и глядя в бесконечное небо на вечно текущие облака.

Со своим нынешним классом Ирина Иннокентьевна придумала и воплотила в жизнь удивительный проект, посвященный деревьям школьного двора.

— Мы их все сфотографировали или зарисовали, собрали листья у каждого, изучили все, что можно, — поделилась со мной учительница. — И каждый ребенок сделал свой проект — выбрал дерево, в специальном альбоме нарисовал его, рассказал про него и приклеил листочек с него.

Так ребята без всяких нравоучений поняли, что каждое дерево столь же уникально, как любой из них. Школьный двор стал для них еще более одушевленным и личным пространством. Вот так просто и гениально.

Успевает ли она заниматься своими собственными детьми? Их у нее с мужем двое — 16-летний Артем и 9-летний Антон. Старший, как уже взрослый и ответственный юноша, выбрал обучение в лицее для одаренных детей, в физматклассе. Младшенький учится в мамином классе, под ее крылом. И я не сомневаюсь, что он научится не только таблице умножения, но и всем тем важным вещам в мире, в которые искренне верит его мама.

Чего бы она еще хотела лично для себя? Она и тут верна себе — желала бы родить доченьку и... остаться учительницей начальных классов. Одной из самых скромных и счастливых на свете.

Татьяна Ефлаева, «Учительская газета», № 31 от 4 августа 2015 года



Гущин Д. Д.