Подруга Каллиопы
Зоя Космакова не перестает удивлять своих учеников
Художники по костюмам, сценаристы, актеры. Семиклассники увлечены театром всерьез. На занятия к ним приходит профессиональный режиссер, вместе они обсуждают замысел очередной школьной сказки, выстраивают сцены, подбирают музыку. В параллельном классе все повально влюблены в математику, считая, что раз все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся именно к ней. Но и их филолог Зоя КОСМАКОВА не устает тормошить, доказывая в сотый раз, как прекрасно и выразительно может быть слово. Не согласиться с ее доводами невозможно, и вот уже даже эти высоколобые интеллектуалы из математического класса включаются в процесс созидания, пытаясь приручить ретивого Пегаса и подружиться со своенравной Мельпоменой.
Зоя Космакова ведет классное руководство, по сути, в двух классах, два года то и дело подхватывая второй на время. Но недаром говорят: нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому считает и их своими. Впрочем, и третий, седьмой, класс считает своим тоже. Дети абсолютно разные. Гуманитарии-театралы славятся своим красноречием и свободомыслием, авторитет у них надо завоевывать каждый день. Математики — исполнительные, с высоким IQ, очень работоспособные. А дети из общеобразовательного класса добрые и открытые, Зоя Васильевна говорит, что с ними можно немножко расслабиться, побыть не иконой, человеком.
В 23-ю школу Космакова пришла после педуниверситета (в этом же году прошла Зоя Васильевна и переподготовку в Институте повышения квалификации работников образования по специальности «психолог-консультант»). В сентябре будет 15 лет, как она здесь. Сейчас, когда они обрели новое современное здание, работать здесь стало еще приятнее. Еще бы, у 23-й в Иркутске слава одной из сильнейших школ. Ее позиционируют как школу русской культуры, своеобразие которой состоит в сохранении национальной идентичности человека; системном, на протяжении всего школьного образования, приобщении к культурным ценностям, где сама русская культура служит контекстом развития личности школьника, а главная задача учителя — включение ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире.
Здание это педагогический коллектив 23-й ждал долго. Возили детей на автобусе в соседний район, четыре года размещались в другой школе. Многие уходили, сейчас, когда есть куда, возвращаются. Только что отстроенная красавица вмещает 1100 учеников! Кстати, это первая за 15 лет общеобразовательная новостройка в Иркутске...
Родилась Зоя в Завитинске Амурской области. Росла и училась в Германии. Когда Западную группу войск оттуда вывели, родители вернулись на Родину, в Сибирь. Девочке было сложно привыкать к новому миру. Особенно страшно было переходить дорогу, по которой мчались и не думали пропускать пешеходов непредсказуемые водители. Непросто ей пришлось и в школе. Там она любила химию и биологию, потому что боготворила учителей, преподававших эти предметы. В Германию для российских детей приглашали самых лучших, самых ярких педагогов. Приехала в Иркутск и разочаровалась в этих науках. Только физике удалось удержаться в ее сердце. И, само собой разумеется, литературе. Она писала рассказы, выступала на конкурсах чтецов, а ее сочинения всегда читали в классе.
Конечно, иркутские края были ей знакомы и до этого судьбоносного переезда. На каникулах Зою привозили сюда к бабушке. А бабушка была... учителем начальных классов. Девочку потрясало то, с каким пиететом люди относились к ее родной, теплой и уютной бабушке. Это было поразительно, с каким благоговением с ней здоровались, обращались по имени-отчеству, подтягивались в ее присутствии. Этот идеал манил. А дома пахло пирожками, и маленькую чужестранку баловали вовсю.
Папа долго не мог смириться с выбором дочери. Училась она хорошо, успехи были по всем предметам. По сей день увлекается бальными танцами, а в спортивной гимнастике доросла до кандидата в мастера спорта. Родители мечтали, что дочь станет журналистом. Иногда подумывали и о карьере в правоохранительных органах. Сама она до 9-го класса собиралась быть врачом. Но в 11-м Зоя уже поступила в колледж при педуниверситете. Выбор был сделан, бабушкин образ оказался сильнее любых родительских доводов.
В этом году уже ее сын Слава идет в первый класс. Сейчас Зоя Васильевна забирает его из садика, потом они гуляют, дождавшись мужа Павла, садятся все вместе за стол ужинать и обязательно что-нибудь читают вслух на ночь. Больше всего у Славы котируются энциклопедии по астрономии, биологии. Ему сейчас это гораздо интереснее сказок. Он в папу, а папа у Славы инженер. Все технические открытия привлекают, любое знание в радость. Они уже несколько раз бывали в Московском планетарии, с нетерпением ждут открытия музея ноосферы в Иркутске.
В Москве Космаковы появляются каждое лето, из Иркутска все перелеты возможны только через столичные терминалы, напрямую только Китай. Так что каникулы без Златоглавой не обходятся. А на море летом хочется, и каждый год они себе устраивают какой-нибудь сногсшибательный отдых. В прошлом году отправились в Крым, правда, оказалось, что сервис там изрядно дороже, чем в туристических Турциях, поэтому маршрут теперешний прорабатывают более тщательно. А вообще они любят открывать для себя новые места, удивительные миры. Область изъездили вдоль и поперек, не переставая изумляться красотами Сибири, Байкала, гор. На майские праздники традиционно выбираются в Аршан, к Кынгарскому водопаду, к дышащим, словно спящие огромные животные, вулканам, к минеральным источникам Субурге, Папию Аршану, Жемчугу, Хонгор-Уле. Но, зарядившись потрясающей энергией природы, Зоя Васильевна начинает скучать по своим ученикам...
— Интересно, когда дети растут на твоих глазах. Сейчас седьмой класс, уже любовь, уже страсти. Все это наблюдаем мы, педагоги, вместе с родителями. С родителями я общаюсь много. После школы веду с ними бесконечные разговоры по телефону, кого-то надо похвалить, кого-то пожурить, о чем-то узнать. Если раздается звонок в 11 вечера, мои знают, это звонит чья-нибудь мама. А в школе мы постоянно проводим совместные праздники: традиционно готовим концерты на День матери, к 8 Марта. Да и 1 сентября семьи приходят в школу в полном составе — и дедушки, и бабушки, и мамы, и папы. Концерты для родителей дети устраивают сами, сами пишут песни, сценарии, готовят слайд-шоу с фотографиями близких. В 5-6-м классе Новый год проводили вместе, в этом году решили по-другому. На сказку родители пришли, а игры потом были без родителей. Это оговаривалось заранее.
Ее дети пишут замечательные стихи, Зоя Васильевна никак не может понять, как она их этому научила. В подростковом-студенческом возрасте и у нее рождались рассказы. Недавно натолкнулась у родителей на тетрадочку, прочитала некоторые из них, и ей кажется, сейчас уже так не смогла бы, как будто не она писала. Сейчас бы на такое не отважилась. А вот творчество других она умеет оценить по достоинству.
Ей близок Достоевский с его философией, с его символами. А вот с современником Валентином Распутиным отношения сложные — слишком все то, о чем он пишет, ей близко. И так тяжело видеть, что осталось сегодня от сибирской деревни. В Атамановке ее бабушка с дедушкой жили со знаменитым земляком по соседству. Героев его произведений она знает с детства, дядя Ваня в «Уроках французского» — это ее родной дедушка Иван Егорович, а Боря, о котором Распутин упоминает, что, мол, служит в Хабаровске, — это Василий Иванович, ее папа:
— Распутин так заставляет задумываться, что потом жить тяжело. Хочется после прочитанного бегать по улицам и кричать: «Люди, вы же живете неправильно!» Слишком впечатляет.
Вообще Зоя Космакова любит разную литературу. Нельзя одним и тем же жить бесконечно. Сегодня под настроение хочется покопаться в себе, завтра почитать Зощенко, посмеяться над недостатками, а послезавтра пофилософствовать. Но обязательно где-нибудь неподалеку лежат книжки о Джеймсе Бонде и Агата Кристи — это на случай, когда уже перегрев и хочется отдохнуть. Да и «Запрещенная реальность» Василия Головачева ее любимое произведение. Но в 136-й раз перечитывает произведения по программе. Потому что каждый год читаешь по-разному, видишь такие слова, моменты, которые раньше и не замечал. И выстраивает Зоя Васильевна урок вокруг этого найденного слова: посмотрите, как красиво сказано! И все вокруг сразу видят, как это действительно красиво.
Сейчас Космакова читает Владимира Адыева, папу своего ученика. Он написал повесть о своих детях:
— Как же тонко он их чувствует! Его дети — олимпиадники, надежда школы. Их семья как-то была семьей года в Иркутске, удивительные отношения у них всех. Он рассказывает о детских шалостях, ссорах, обидах, радостях. Там есть и инопланетные персонажи, и реальная жизнь. Эта рукопись интригует. И так хочется, чтобы она увидела свет. К сожалению, в школьной программе нет современной детской литературы, а она необходима, дети ой как далеки от Пушкина.
Ее ученики нередко встречаются с иркутскими писателями, которые приходят в школу, дружат с библиотекарем Мариной Петровной. На встречах с Владимиром Скифом и Юрием Барановым дети сидят завороженные, стараются не пропустить ни единого слова.
Зоя Космакова часто предлагает ребятам посмотреть литературные экранизации для сопоставления. На уроке демонстрируются фрагменты, но дети просят: давайте посмотрим все, приходится смотреть целиком после уроков. Проходили Некрасова «Русские женщины», посмотрели «Звезду пленительного счастья», плакали. А вот на современные вещи в кинотеатр Зоя Васильевна с детьми не ходит принципиально, захотят, сами с родителями посмотрят. Другое дело театр. Раз в месяц выбираются обязательно. Сейчас зачастили в музыкальный, до этого осаждали ТЮЗ. Сходили на «Юнону и Авось», хоть Космакову убеждали, что рано, она о походе никак не пожалела. Ходили на «Сорочинскую ярмарку», «Алые паруса», «Три мушкетера».
— А как они сделают свой выбор, если не будут знать? — удивляется Зоя Космакова. — «Романсы — это скучно», включаю на литературе записи. Говорят: «Еще!» Изучаем Пушкина, обязательно слушаем арии. Пусть они сами решат, что им нравится, а что нет. Моя задача показать все, что есть в этом мире хорошего.
Она открывает им мир искусства, творчества, но и спрашивает с них по полной. Таково ее педагогическое кредо.
— Кредо означает «верю», — говорит Космакова. — Во что я верю? В то, что «ребенок безграничен — ищите ключ к нему, и он удивит вас», как утверждает Амонашвили. В то, что «учитель не открывает истины, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор», как уверял Брюс Ли. Мои педагогические аксиомы просты: если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю; если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве; если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь. Жизнь — сложное переплетение добрых, хороших ниточек, приятных моментов, удовлетворения и неудовольствия, неуспехов, нейтральных моментов, в общем, жизнь. Важное в жизни — занятие любимым делом, которое приносит удовлетворение, главное — личные успехи и достижения твоих учеников. А самое главное — родные и близкие, семья. Какая я?
Я Зоя Космакова.
Вам рассказать готова
Обо всем, чем я дышу,
Чем в жизни дорожу.
Чтоб сохранить язык наш
русский,
Проект мной создан —
«Говорим по-русски!»,
Чтоб знать культуру и любить,
И речь родную не забыть.
Преподавателям, ученикам,
Всем россиянам, то есть нам.
Она любит французскую живопись конца XIX — начала XX века. На сцене, в компании может блеснуть актерским мастерством, искусством декламации. Артистичная и яркая, умная и харизматичная, способная заткнуть за пояс в состязании по красноречию саму музу эпической поэзии, науки и философии Каллиопу и не устающая удивляться красоте мироустройства. Может быть, поэтому она и не перестает удивлять и увлекать своих учеников.
|