Главная победа — над собой
Сказочная история о превращении гадкого утенка в прекрасного лебедя
Я невольно залюбовалась ими. Такие красивые лица, признаюсь, приходится видеть нечасто. Говоря о своем учителе (а мы беседовали в его отсутствие), ребята старались подобрать самые верные слова, найти самые яркие эпизоды из их общей школьной жизни. Дополняя друг друга, они создали словесный портрет идеального педагога, Учителя с большой буквы.
По их словам, Александр Владимирович и талантливый педагог, умеющий каждого включить в работу, и настоящий друг, чуткий, внимательный, безошибочно чувствующий настроение. Он никогда не позволяет себе пребывать в дурном расположении духа и тем более срывать зло на окружающих. Александр Владимирович всегда бодр, подтянут, улыбчив, никогда не теряет чувства юмора. Его шутки в адрес учеников необидны, наоборот, стимулируют к самосовершенствованию. Его эрудиция и широта интересов потрясают не только учеников, но даже старших коллег. Он любит игру, с удовольствием участвует как в интеллектуальных состязаниях, так и в спортивных играх, по-детски радуется жизни и заражает своей радостью окружающих. По его конспектам, логичным, емким и точным, легко готовиться к экзаменам, его рассказы о прошлом интересно слушать. Он умеет так рассказать о событиях давно минувших лет, будто сам был в их гуще и видел все своими глазами.
О том, какой Александр Владимирович заботливый отец, ходят легенды. Его пятилетний сын еще не может оценить, насколько ему повезло, но когда подрастет, непременно оценит. Окружающие уже оценили. В самом Александре Владимировиче осталось что-то от ребенка, это тоже признают все, кто его знает. Наверное, поэтому он с радостью откликается на любую инициативу, будь то школьный спектакль, интеллектуальная викторина, выпуск альманаха, туристический поход или экскурсионная поездка. Кстати, за 6 лет, проведенных вместе с Александром Владимировичем, нынешние 11-классники где только не побывали. С ним и Натальей Витальевной Широковой, завучем по научно-методической работе и учителем русского языка и литературы, они объездили все Золотое кольцо, посетили известные литературно-мемориальные музеи-заповедники: Болдино, Спасское-Лутовиново, Ясную Поляну, Мелихово... И всякий раз имели возможность убедиться, что лучшего экскурсовода, чем Александр Владимирович, не найти. «Он не только много знает, — восхищенно говорит Ира Некрасова, — но умеет очень интересно преподнести». «А когда мы едем вместе в поезде или в автобусе, — добавляет Лина Шестакова, — Александр Владимирович становится непременным и равноправным участником всех наших игр и обсуждений. С ним очень легко путешествовать». «Наши отношения от этого вовсе не становятся панибратскими, — спешит уточнить Игорь Калинин. — Мы знаем, что на уроке он с каждого спросит по всей строгости и никаких поблажек не будет». «Александру Владимировичу удается со всеми поддерживать ровные и дружелюбные отношения, он никого не унижает и излишне не возвышает в глазах остальных», — развивает мысль Игоря Настя Торощина.
— Неужели у вашего учителя нет любимчиков? — удивляюсь я, и вполне искренно, потому что образ Александра Владимировича начинает прямо на глазах осеняться ореолом святости.
— Конечно, есть. Любимые ученики есть у каждого учителя, но это ведь нормально, — доверительно и совершенно по-взрослому отвечают мне ребята.
Любимого ученика я определяю сама. По глазам. Взгляд горящий, умный и пытливый выдает мальчика, что называется, с головой. Это Дима Ракитин. Свое будущее он связывает с историей, потому что лучшей сферы приложения сил не видит. Собирается поступать на истфак Санкт-Петербургского государственного университета, хотя понимает, что для достижения заветной цели придется приложить немало усилий. Но с Александром Владимировичем путь не представляется опасным и мучительным, наоборот, обещает быть увлекательным и интересным.
Когда я прошу Диму сказать об учителе то, о чем еще не сказали одноклассники, он после небольшого раздумья называет три важных качества: способность расположить к себе, повести за собой и умение оперировать полученной информацией. «У него все по полочкам, логично, ясно, компактно, удобно для запоминания», — поясняет Дима.
Александра Владимировича ребята знают седьмой год, с тех пор как в пятом классе он начал преподавать у них историю. Сегодня они видятся еще чаще: три часа на уроках и два на факультативе, а если прибавить к ним подготовку к различным общешкольным мероприятиям, то время, которое учитель и ученики проводят вместе, представляется большим.
Александр Владимирович не считает нагрузкой часы, проведенные в школе. Нельзя же считать нагрузкой жизнь, увлечение и любимое дело. Его школьная зарплата невелика, как и его коллеги, он подрабатывает репетиторством. Многое Александр Владимирович делает бескорыстно, просто по велению сердца. Коллег, например, поразило, что, едва придя в школу молодым специалистом, Александр стал добровольно, безо всякой оплаты, в свободное время играть с детьми в футбол и теннис. Не потому, что мечтал завоевать дешевый авторитет, просто видел, что мальчикам хочется играть, а зал и школьный стадион без педагога им не дадут, поэтому не мог остаться в стороне.
Надо сказать, что авторитет молодой педагог завоевал практически сразу. И у детей, и у коллег. И те и другие увидели в новом историке неисчерпаемый кладезь знаний и искреннее желание ими делиться. И если методические ошибки новый историк на первых порах еще допускал, они с лихвой искупались человеческим даром общения. К тому же Александр быстро обучался, перенимая опыт коллег, прочитывая множество самой разнообразной специальной литературы. За это его особенно уважали учителя, и прежде всего заведующая библиотекой Галина Александровна Русских. Она стала для Саши первым другом в новом коллективе. Их объединила не только общая любовь к книгам, но и давнее знакомство: долгое время они жили в одном дворе, дочь Галины Александровны и Саша со школьных лет были в одной компании. С первых дней в гимназии историк выбрал библиотеку своим постоянным местом для подготовки к занятиям. Теперь все знают: если у Александра Владимировича нет урока, найти его можно в библиотеке.
Природную скромность и любознательность оценили все учителя. Не было в начинающем педагоге ни юношеской самоуверенности, ни снобизма, свойственного молодым гуманитариям. Наоборот, он охотно обращался за советом, адекватно воспринимал конструктивную критику, хотя сегодня признается, что это было нелегко. Гордыня была и в его душе, поэтому приходилось с ней бороться. Но уж лучше бороться со своими недостатками, чем пытаться изменить других. В этом Александр Владимирович был уверен с юности. Он очень хорошо знал, что такое работа над собой.
Нужно признать: на этом поприще Александр Шибанов добился самых больших успехов. Наверное, поэтому коллеги не сомневались: он имеет все шансы стать победителем Всероссийского конкурса. «Для нас Александр Владимирович самый лучший, мы были уверены, что он победит, — признается Людмила Николаевна Шатунова, заместитель директора по воспитательной работе. — Мы искренне болели за него, неотрывно следили за его выступлением, вывешивали ежедневные сообщения о ходе соревнования». К возвращению Александра с конкурса взрослые и дети готовили праздничную встречу. И праздник удался.
Вместо эпилога
Немногие знают, как начиналась сказочная история превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Будучи школьником, а затем студентом исторического факультета Кировского государственного педагогического университета (в ту пору он носил имя Ленина, сейчас это Вятский государственный гуманитарный университет), Саша Шибанов и думать не думал, что станет учителем. Ему просто нравилась история, ею он и хотел заниматься всю жизнь. А если бы ему тогда сказали, что он станет лучшим учителем Кировской области, то он лишь посмеялся бы над неудачной шуткой или покрутил у виска в адрес человека, такое предсказавшего.
Да вряд ли кто-то и смог бы разглядеть педагогический талант в неуверенном в себе, заикающемся долговязом подростке. Он стеснялся самого себя: его многочисленные комплексы сидели один на другом и третьим погоняли, доставляя юноше массу неудобств. Но помимо комплексов было у нескладного подростка и недетское упрямство — так поначалу квалифицировали Сашину целеустремленность. Он и в вуз на самый престижный факультет (конкурс в ту пору доходил до 10 человек на место) поступил, поспорив с учителем. Тот хоть и ценил любовь своего ученика к предмету, но считал, что у него нет шансов покорить приемную комиссию. За месяц с небольшим, который оставался у абитуриентов после сдачи выпускных экзаменов для подготовки к вступительным, Саша сделал невозможное и прорвался в число избранных. Учитель проспорил, но в данном случае собственное поражение не огорчило его, а порадовало. Побольше бы таких поражений!
Кстати, учителей своих, как школьных, так и институтских, Александр Владимирович вспоминает с благодарностью. И говорит им спасибо не только с глазу на глаз. Во время вручения Хрустального лебедя — главного приза регионального конкурса «Учитель года Вятки – 2011» — Александр Владимирович перед всем залом поклонился своему педагогу — профессору Валерию Теодоровичу Юнгблюду и сказал, что всегда мечтал стать на него похожим. Зал взорвался аплодисментами. Думаю, что сегодня ученики Александра Владимировича тоже во многом равняются на него, и, значит, российскому образованию пока еще рано петь отходную песню. В конце концов не программы и не чиновники определяют его качество, а конкретные учителя — грамотные, увлеченные, молодые, способные дарить энергию своей души детям.
|