Педагогическое предчувствие Елены Шараховой
Не пытайтесь ее обмануть
Сегодня в это трудно поверить, но свой первый в жизни урок Елена Николаевна Шарахова, тогда еще практикантка Лена Пятакова, провалила... К уроку она, конечно же, тщательно готовилась. Был у нее, как полагается, подробный конспект и много интересного материала по теме, но почему-то все заготовленное она выдала за двадцать пять минут. А остальные двадцать повторяла то же самое, но другими словами и уже другим тоном. Растерянным, неуверенным — не учительским...
Такое произошло в первый и последний раз в ее жизни. Елена Николаевна не из тех, кто повторяет свои ошибки дважды. Когда после своего неудачного дебюта она пришла в институтское общежитие и со слезами рассказала о своем провале друзьям, ее стали утешать, предлагать помощь, давать добрые советы. Но Лена уже тогда знала: помочь себе сможет только сама. Нужно мысленно вернуться к ситуации, все тщательно разобрать и сделать выводы. Именно способность к трезвой оценке, к безжалостному самоанализу со времен юности помогает Елене Шараховой добиваться вершин в любом деле и любом начинании. Об этой особенности знают не только коллеги, но и ученики Елены Николаевны. Если на предыдущем уроке какая-то мысль была ими не до конца понята, педагог обязательно к ней вернется, не пожалеет времени, чтобы еще раз объяснить и увидеть в глазах всех без исключения учеников понимание.
Дотошность? Перфекционизм? Возможно, но, думаю, именно эти качества дают прекрасные результаты. Выпускники небольшой (всего 44 ученика) Спасской школы, расположенной в такой далекой глубинке, что дальше и представить нельзя (до Костромы от деревни Подвигалихи, где находится школа, 6 часов пути!), поступают на бюджетные места в лучшие вузы столицы. Без репетиторов, занимаясь только со своими «родными» учителями. Начиная с 2001 года спасские 11-классники сдают ЕГЭ по истории и обществознанию только на «отлично». Последние годы Спасская школа по истории и обществознанию лучшая среди школ области. У Елены Николаевны есть собственная система подготовки, и она еще ни разу не давала сбоев. В прошлом году результаты региональной олимпиады по истории заставили многих заговорить о феномене Спасской школы. Ученики Елены Николаевны получили по истории, праву и обществознанию пять призовых мест, из которых три победных. Это лучший результат из всех школ Костромы и области. Один из нынешних учеников (о нем расскажу особо) уже несколько лет подряд побеждает на региональных олимпиадах и во всероссийских конкурсах по истории, обществознанию и праву, в прошлом году он стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в Смоленске. Теперь молодой человек готовится к поступлению в МГИМО на факультет международных отношений. И ведь скорее всего поступит ...
Интересуюсь у Елены Николаевны, не жалеет ли она о том, что своим самоотверженным трудом способствует оттоку из деревни лучших юношей и девушек? Ведь, окончив столичные университеты, они домой не возвращаются, разве что в гости ненадолго приезжают.
Елена Николаевна отвечает прямо:
— Не жалею. Надо смотреть правде в глаза: процесс урбанизации не остановить. Дни деревни сочтены. Для молодежи нет работы, нет возможностей роста ни профессионального, ни творческого, ни общественного. В деревнях остаются только старики. Все возможности сосредоточены в городах. Поэтому, напротив, я рада, что могу дать детям путевку в жизнь. Рада, что избавила их родителей от затрат, что мои ученики могут учиться там, где хотели. И они мне за это благодарны. Всякий раз, когда приезжают на каникулы или праздники, обязательно заходят ко мне, рассказывают о своих впечатлениях, и я слушаю их всегда с нескрываемым интересом. Я очень быстро привыкаю к детям, чувствую свою ответственность за них, поэтому со временем они становятся для меня дорогими людьми, почти членами семьи.
Близкие, доверительные отношения между детьми и педагогами нередко возникают в небольших школах, к счастью, они всегда взаимны. К Елене Николаевне многие ученики относятся с уважением и восхищением, граничащими с обожанием. Для многих она стала воплощением идеала человека и учителя. Маша Иванова, студентка юридического факультета МГУ, будучи 11-классницей, написала работу, посвященную Елене Николаевне. Хотелось бы привести ее полностью, но она занимает 10 листов. Поэтому привожу лишь небольшой отрывок: «Сколько труда вкладывает наш любимый учитель в подготовку к олимпиадам! Еленой Николаевной накоплен огромный материал олимпиадных заданий. Сколько значимых дел проведено для учащихся и жителей нашего поселения! Я абсолютно уверена, что таких интересных мероприятий нет в других школах... Я не помню, чтобы кто-то читал слова по бумажкам — такого не бывает. Мы сами разрабатываем сценарии, но даже непосвященному видно руководство Елены Николаевны. Говорят, что все мы непроизвольно копируем ее, но я считаю, что так и должно быть, ведь мы ее ученики. Наша Елена Николаевна и в пьесах играет, и стихи здорово читает, и поет. Она человек, который интересен всегда. А про отдых Елена Николаевна вообще и не вспоминает. А ведь у нее семья... Ну разве это не пример самопожертвования, когда учитель абсолютно бескорыстно все свое время отдает школе, ученикам! Ее муж Сергей Васильевич тоже педагог, поэтому понимает и принимает Елену Николаевну, во всем старается помочь. Я с удовольствием бываю у них дома, потому что там царят уважение, взаимопонимание и любовь».
О Сергее Васильевиче стоит сказать отдельно, потому что без его помощи Елена Николаевна, наверное, не смогла бы добиться таких высот в профессиональном плане. Об этом говорит сама Елена Николаевна: «Для меня очень важна поддержка близкого человека, его постоянная деятельная помощь. У моего мужа золотой характер. Все бытовые проблемы он готов взять на себя, и так было с самого начала».
Они знакомы всю жизнь, вместе росли, вместе играли, учились в одной школе, а потом в институте — только Сергей, будучи старше, поступил туда на год раньше. Он признается, что полюбил свою Елену Прекрасную с первого взгляда, а потом несколько лет добивался, доказывая поступками, что сможет составить счастье любимой. И добился: к третьему курсу и она его оценила. После окончания института Шараховы осознанно выбрали работу в глубинке. Вместе осваивали учительское ремесло, вместе добивались авторитета у коллег и жителей, выступая инициаторами и организуя множество общественно полезных дел. Так рука об руку идут супруги по жизни, являя окружающим пример семейного счастья — редкого на сегодняшний день богатства. И сын у Шараховых вырос одаренным на радость родителям. Это именно он, Алексей, ученик 10-го класса, является победителем многих олимпиад и готовится поступать в МГИМО.
Не только коллеги, но и все жители Подвигалихи любуются семьей Шараховых и относятся к супругам с большим уважением. Они его заслужили своими добрыми делами. Вот лишь один пример. Напротив дома Шараховых стоит многоквартирный дом. Когда-то он был жилым, со временем семьи, его населявшие, перебрались в город, поближе к цивилизации, и дом опустел. Постепенно строение стало разрушаться, черные глазницы выбитых окон нагоняли тоску. Всем хотелось побыстрее пройти мимо... Шараховы решили благоустроить пустующую территорию. Собрали на поле камни, ими оформили клумбы. Вырастили рассаду, посадили цветы, смастерили скамеечку и столик. Теперь лаватеры, циннии, бархатцы, гладиолусы, георгины, настурции, виолы, сальвии, львиный зев, хризантемы радуют прохожих. Цветоводство — хобби Елены Николаевны, им она заразила всех односельчан. Рассадой охотно делится со всеми. Но не только за цветы ценят ее односельчане, конечно же, а за неравнодушие к окружающим, трудолюбие и отзывчивость.
Об этом, кстати, тоже много написано в Машиной работе: «Под руководством Елены Николаевны мы шефствуем над ветеранами, проживающими в нашей деревне. Помощь бывает самая разная: уборка и окашивание территории, вскапывание участков и подготовка грядок, уборка урожая. Ребята носят дрова и воду, прибираются в квартире, разгребают снег, помогают укладывать дрова. Учащиеся школы в течение всего года следят за памятником погибшим воинам: весной делают клумбы, высаживают рассаду, потом пропалывают, окашивают газоны, а осенью убирают мусор и опавшую листву. Еще по ее инициативе собираем для малоимущих семей одежду, игрушки, книги. А кто пойдет 31 декабря с ребятами поздравлять ветеранов? Разумеется, Елена Николаевна!»
И это далеко не полный перечень всего, что организует Елена Николаевна. В 2005 году по ее инициативе создан школьный клуб «Патриот», а в 2008 году он объединил учащихся трех соседних школ. Клуб работает по программе «Звонница», разработанной ею в соавторстве с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе Светланой Викторовной Кондратьевой. Программа признана лучшей на региональном конкурсе «Растим патриотов России». Она включает несколько подпрограмм: «Школа семьи», «Под знаком Победы», «Я — гражданин России», «Наши добрые дела», «Защитники Отечества». В позапрошлом году появилась и новая подпрограмма — «Дорогами 1812 года».
В 2008 году по ее же инициативе начала работу группа «Позитив», которая объединяет учащихся и родителей. «Позитив» готовит концерты и поздравления ветеранов войны и труда, тружеников тыла.
— В школьные годы, сколько ни вспоминаю себя, я всегда была занята. Как и многие мои одноклассники, занималась спортом, получила юношеские разряды по лыжам, стрельбе, бегу. В старших классах дважды в неделю мы ходили на животноводческую ферму: чистили стойла, доили коров. Уважение к людям труда, воспитанное с детства, осталось на всю жизнь. В 8-м классе организовали школьную агитбригаду, выезжали с выступлениями на фермы и полевой стан. Во время моего детства и отрочества труд был в школе основой воспитания, и это давало результаты. По окончании 9-го класса летнюю практику мы проходили в родном колхозе «Новый путь». 21 день работали на ферме: вставали в 3.30 и спешили на утреннюю дойку, потом, в обед, — вечерняя дойка. Жили в пришкольном интернате. Уставали, а по вечерам организовывали конкурсы, концерты, песни под гитару. Зимой в школе занимались кролиководством, а летом работали на пришкольном участке. Во время сенокоса вся бригада заготавливала корма для крупного рогатого скота. Каждый день школьники и учителя ставили по 10 стогов сена. Практически все делали вручную: ворошили траву, сгребали в валки, делали копны, которые свозили на тракторе к стогам. В сентябре помогали колхозу в уборке льна и картофеля. Деньги использовали на поездки по стране в каникулы. Когда учились в старших классах, готовили сценарии школьных мероприятий: придумывали сюжеты, слова, костюмы.
Выслушав рассказ Елены Николаевны, я получила ответы на многие свои вопросы. Конечно, время не повернуть, но лучшее из опыта прошлых поколений можно и нужно использовать. Как еще научить детей хорошему, если оно не прививается с детства, сознательно не культивируется?
И все-таки я задала один вопрос своей собеседнице:
— Что вам больше всего нравится в детях и что больше всего огорчает?
— Нравится активность, неравнодушие, желание проявить себя. Я всегда даю ученикам такую возможность. Если кому-то трудно сделать это на уроке, то он может показать себя с наилучшей стороны в походе, в игре «Зарница», во время субботника или в момент подготовки к какому-нибудь празднику. А расстраивают больше всего лень и ложь. Я не только знаю, когда ребенок лукавит, но даже предчувствую, когда он только собирается это сделать, и всегда стараюсь предостеречь от вранья. Сын Алеша даже удивляется этой моей способности: «Ну как ты догадалась, мам?» Не знаю, как. Чувствую, и все. Эта способность педагогического предчувствия, наверное, только с опытом приходит.
|