На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Каждый ребенок — личность

До того как стать учителем года Волгоградской области, Юлия Фомиченко успела побыть «королевой бензоколонки»

Не зря говорят, что все познается в сравнении. Как бы ни ругали мы нынешнюю действительность, а спроси кого-нибудь, захочет ли он вернуться в шальные 90-е, — вряд ли кто согласится. Если вы не участвовали в криминальных разборках тех лет, не развивали кооперативное движение, не скупали ваучеры, акции или валюту, значит, скорее всего помните обычных молодых парней и девушек, только-только получивших диплом какого-нибудь вуза. А помните, куда они шли работать со своими дипломами? Квалифицированные инженеры отправлялись торговать на «толпу» или в лучшем случае уезжали в страны ближнего зарубежья за бэушными автомобилями. Среди стоящих на рынке было немало педагогов: в то время учителям почти не платили, и в школу устраивались либо одинокие бессребреники, либо от безысходности.

Юлия Фомиченко ни к тем, ни к другим не принадлежала. В 1998 году, когда она окончила Волгоградский педагогический университет по специальности «история и преподавание общественно-политических дисциплин», Юлия уже была замужем за своим однокурсником, и через месяц после окончания вуза у них родилась дочка. Сидеть в декрете, в общем-то, было не на что. Супруг работать в школу не пошел по известным причинам: надо было добывать деньги и кормить семью, поэтому хватался за любую работу, лишь бы платили. В итоге и Юлия нашла работу... на заправке. Сутки через трое: и деньги платили, и полуторагодовалая дочка почти все время на руках. Так из дипломированного педагога-историка поневоле получилась «королева бензоколонки».

Представляю, как Юлия удивилась бы тогда, если бы ей сказали, что лет через десять с небольшим она станет победителем конкурса «Учитель года» в городе Волжском, а потом и регионального этапа Волгоградского областного «Учителя года»!

И жизнь, в общем, стала вроде бы налаживаться. Во-первых, дочка подрастала под маминым присмотром и меньше болела. Во-вторых, зарплата у заправщицы была две тысячи рублей! Для сравнения: Юлина однокурсница, которая все-таки рискнула и устроилась учителем в школу, тогда зарабатывала 300 рублей. Что выгоднее, даже и сравнения никакого быть не могло! Поэтому Юлия года три считала себя вполне счастливой женщиной. Чего еще желать-то?.. Оказалось, есть чего. По прошествии трех лет она стала замечать, что все чаще чувствует себя недовольной и какой-то разочарованной. Вроде как жизнь мимо проходит, и упорно начинает казаться, что занимаешься не своим делом. Даже начала уговаривать, заставлять себя идти на работу!.. Почему-то чаще стали вспоминаться учебные педпрактики, звонкий гомон школьных коридоров, какая-то необычная, магическая тишина урока, нарушаемая лишь шелестом страниц, и детское уважительное: «Юлия Александровна...»

В конце концов она не выдержала, поняла, что больше так не может, что, кроме школы, ей в жизни ничего не надо: «Я стремилась туда всеми силами — белый свет не мил, дайте мне школу! Пожалуйста! Обязательно! Только школу!» Одна незадача, точнее, две: на календаре последние дни августа, и у молодой учительницы никакого педагогического опыта. Обошла несколько школ — везде отказ, никто ее трудоустраивать не хочет, штаты укомплектованы, и только в гимназии ей сказали, что нет педагога-организатора. Она тогда понятия не имела, что это за должность такая, но сразу согласилась. Так для Юлии Александровны Фомиченко, учителя истории и обществознания школы №30 города Волжского, победителя регионального этапа конкурса «Учитель года Волгоградской области», началась ее главная в жизни работа — учительство.

В гимназии скоро появилась вакансия историка, и Юлия начала работать по специальности. Вела уроки во всех классах с пятого по девятый. Нагрузка всего-то 18 часов, зато каких! Школа небольшая, в параллели по одному классу, поэтому готовиться надо было сразу к нескольким разным урокам, и так каждый день. Через пять лет у Юлии Александровны родился сын, и она перешла в школу №30, поближе к дому, где работает и сегодня. Школа математическая, более 1300 учеников, есть общеобразовательные классы, профильные и с углубленным обучением. Несмотря на возросшую до 24 часов нагрузку, преподавать здесь, по мнению Фомиченко, легче, потому что модель урока остается примерно одинаковой в разных классах одной параллели, а классов много. Хотя отличия в уроках, конечно, есть, учитель должен учитывать особенности каждого класса.

Например, в этом учебном году Юлия Александровна вела историю и обществознание в четырех восьмых и четырех девятых классах и еще классное руководство в одном девятом. Ситуация в параллелях такая: в классах «А» и «Б» идет углубленное изучение математики, и дети там подбираются посильнее. Что интересно, успевают не только в точных науках, но и в гуманитарных. Фомиченко объясняет это так: любую науку можно систематизировать, а этот процесс лучше удается математикам. Поэтому учитель дает больше заданий на систематизацию, анализ, выявление каких-то закономерностей. И ребятам это нравится.

В классах «В» и «Г» ученики больше любят, когда преподаватель на уроке сам рассказывает и показывает. Например, 9-й «В», в котором Юлия Александровна вела классное руководство и который в этом году выпустила, очень любил различные исследования. Даже сотрудничали с Волжским гуманитарным институтом — филиалом Волгоградского государственного университета. В вузе ежегодно проводится исследовательская студенческая конференция «Молодежь в современной России», в ней, еще будучи восьмиклассниками, ребята участвовали и заняли призовое место. Хотя, казалось бы, на олимпиадах не блещут, класс общеобразовательный, а вот пожалуйста... Они еще на ежегодные краеведческие чтения предоставляли свои исследовательские работы, материал для которых подбирали в областном архиве. То есть в таких вот обычных классах ребята больше склонны к самостоятельным исследованиям, к поиску чего-нибудь интересного, поэтому, кстати, с удовольствием ходят на экскурсии и вместе с учителем посещают музеи.

Спрашиваю Юлию Александровну об отношении к детям, что считает важным, как завоевывает уважение... Говорит, что главное — помнить: каждый ученик — это уже сформировавшаяся личность, но при этом все равно еще ребенок.

— Я стараюсь их воспринимать такими, какие есть, — говорит Юлия Фомиченко. — Конечно, в нашей взрослой жизни я встречаю много людей, которых хотелось бы исправить или сделать такими, чтобы мне было с ними удобно. Ведь тогда мне бы жилось комфортно. Но таких людей единицы! И к этому мы относимся спокойно, сознаем, что таких людей мало, и живем с этим. С детьми так же. Все разные, и почему я должна их переделывать и что-то в них перестраивать? Ребенок — продукт своей семьи, в первую очередь его воспитывала семья, в нем есть свои особенности. Единственное, что я могу, — попытаться как-то его поправить, сделать так, чтобы он посмотрел на себя со стороны, но не лезть с кардинальным: «ты не прав», «так нельзя себя вести». В первую очередь наши дети — личности. Поэтому я могу своим примером показать или указать, рассказать, как делают другие, призвать подумать и сравнить. Но не лезть в его личность, не ломать, не кромсать, не навязывать.

Из-за этого бережливого отношения — «как со взрослыми» — дети на нее не обижаются и многое прощают, чего не простили бы другому учителю. И еще могут рано утром прийти к подъезду дома и ждать ее на лавочке. Зачем? Чтобы сказать, что соскучились по своей учительнице (она на тот момент две недели уроки не вела, а ездила на курсы в Волгоград) и хотят пожелать ей доброго пути...

Когда Юлия Александровна об этом случае рассказывает, у нее в глазах слезы, она стесняется и называет себя чересчур сентиментальной. А я думаю, что каждый учитель, у кого в жизни были подобные моменты, тоже, наверное, захлюпает носом или во всяком случае вздохнет.

В семье у Фомиченко педагогов больше нет, точнее, как я уже рассказывала, у мужа тоже есть учительский диплом, но в школе он так и не работал, ушел в предпринимательство. Сейчас он глава семьи и главный помощник Юлии в воспитании родных детей, а также в бытовых домашних обязанностях и во всех конкурсах. Единственный педагог в семье свое призвание впервые почувствовала, учась в шестом классе. У них тогда появилась новая учительница истории Тамара Викторовна Нерек. Ее уроки были настолько увлекательны, что маленькая Юля тоже захотела стать историком. Поэтому после девятого класса пошла в специализированный педкласс и вот там встретила другого учителя — физика Ольгу Михайловну Заборьеву. Они всем классом ждали, когда же будет урок физики, хотя многие девчонки были стопроцентными гуманитариями. Сейчас Юлия Александровна поддерживает дружеские отношения с Тамарой Викторовной, которая работает в лицее города Волжского, а Ольгу Михайловну каждый день видит на работе — сегодня они преподают в одной школе.

— Эти две замечательные женщины направили меня на путь учителя, — говорит Фомиченко, — и я им очень благодарна.

— А вы разделяете в себе педагога и историка-профессионала?

— Я бы не стала себя называть профессионалом, не рискнула бы, потому что сегодня такой объем преподаваемых знаний, что углубиться полностью во что-то сложно. Я иногда ловлю себя на том, что ученики в некоторых вопросах знают больше меня. Например, сейчас многие дети увлекаются Третьим рейхом, историей, персонажами. И читают очень много того, что им интересно. А есть ребята, дотошно изучающие определенные периоды, например, есть такие, кто буквально живет эпохой Ивана Грозного... В итоге на уроке меня начинают засыпать фактами, которых я не знаю.

— И как вы в такой ситуации поступаете?

— Мне не стыдно им в этом признаться, потому что я знаю много чего из других областей. А здесь отвечаю так: скиньте мне ссылочку по электронке, я почитаю. Все знать невозможно.

Есть ли у вас сегодня коллеги-помощники в вашей школе, например те, кто помогал вам во время участия в конкурсе?

— Конечно, есть. Здесь меня очень поддержала администрация, и в коллективе нашлись люди, которые оказывали помощь буквально с первого дня. Например, заместитель директора Наталья Васильевна Фролова, директор Александр Филиппович Чернов. У нас в школе коллектив сильный, но в конкурсах как-то побаивались участвовать. И когда Наталья Васильевна мне предложила попробовать, я решилась. Пошла на городской этап, чтобы посмотреть на весь процесс изнутри, а потом коллегам рассказать, чтобы кто-то еще попробовал. А так получилось, что выиграла.

— Какие требования вы предъявляете к себе как к учителю?

— Я сама должна верить в то, что преподаю и что говорю детям. Например, я убеждена, что если учитель курит, да еще и дети об этом знают, он не может вести классный час о вреде курения. Или если я позволила себе унизить, оскорбить человека, а дети это видели, значит, я не имею права их учить тому, что обзываться — это плохо.

То же касается и предметного содержания. Если я веду урок, то даю, например, несколько оценок личности или событию. Знакомлю с существующими оценками и обозначаю свою точку зрения. Стараюсь давать задания, чтобы дети находили аргументы для подтверждения различных точек зрения. И когда они их находят, удивляются: странно, вроде бы один человек и событие, с ним связанное, а думать о нем можно по-разному... Я считаю, что фальши и наигранности не должно быть ни в воспитании, ни в преподавании предмета.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 26 от 25 июня 2013 года



Гущин Д. Д.