Сады и рощи Ольги Пепеляевой
Если вы до сих пор не уверены, что все в ваших руках, съездите в гимназию №8 города Глазова
Для тех, кто не знает, уточню: Глазов — это Удмуртия, небольшая и живописная республика, расположенная между Кировской и Пермской областями. Ее контур на карте словно вытянут с севера на юг. Глазов — на севере.
Что же особенного в 8-й глазовской гимназии? Главное отличие от других учебных заведений в том, что ее педагоги уже почти 50 лет учат детей украшать и преображать родную землю. За это время свою, школьную, а теперь она называется гимназической, территорию они превратили в райский сад. У них есть своя березовая и кедровая (единственная в республике, между прочим) рощи, уже два года в этих рощицах находят грибы: подберезовики, белые. Есть коллекция всех произрастающих в Удмуртии кустарников и растений, альпийские горки и сад камней. Имеется даже свой французский огород — рукотворное чудо, вершина ландшафтного дизайна. Там та же зелень и те же овощи, но посажены так изысканно, что остается только любоваться. Это опытные грядки. С ними ведется исследовательская работа. Есть на пришкольном участке и садово-парковая скульптура: три медведя, Баба-яга и избушка на курьих ножках, плетень. Это для маленьких гостей — дошкольников, которые часто с удовольствием ходят в гимназический сад на экскурсию. Я уже не говорю об огромном количестве клумб, каждая из которых высаживается не просто так, а по предварительному живописному эскизу, есть клумба — герб Глазова, есть национальные удмуртские узоры, цветники, создаваемые к праздничным датам и большим событиям. Каждый год цветочные картины меняются. Для этого заранее подбираются семена однолетников, выращивается рассада, готовится земля... Все, у кого есть дача, понимают, как это трудно.
Отвечает за всю эту небывалую красоту учитель года Удмуртии-2012 Ольга Пепеляева, биолог гимназии. Под ее руководством в мае и июне, во время пятой трудовой четверти, каждый с пятого по десятый класс получает микроучасток и задание. Работы в саду и огороде всегда много — прополка, уборка сухостоя, стрижка газона. Конечно, задания даются по силам и по возрасту, нормы труда соблюдаются: 45 минут работа, 15 минут отдых. Хотя современная школа не имеет права привлекать подростков к физическому труду, большинство родителей 8-й гимназии с одобрением относятся к профилю школы и сами помогают. Классные руководители уже в начале весны проводят с детьми беседы, объясняют важность общего дела, поэтому Ольга Александровна без помощников не остается, да и все педагоги по мере сил в саду работают охотно. Конечно, самая большая помощь и поддержка от директора гимназии Виктора Клековкина. Если бы не он, не удалось бы развернуться в таком масштабе. Физик по специальности, он одержим идеей, которой придерживался школьный коллектив с самого момента основания, с 1959 года: школа должна быть садом. Так велось до него, так продолжается и сейчас. С любой задумкой, всегда смелой и неординарной, Ольга Александровна идет сначала к директору. Надо сказать, что он не загорается тут же. Скептически выслушает, задаст вопросы, потом эту идею со всех сторон рассмотрит, обдумает и через какое-то время начинает помогать воплощать. Так было, в частности, с французскими огородами. Ольге Александровне стало скучно из года в год делать одни и те же ровные грядки, она решила нарушить заведенный порядок, внести красоту и творчество. Но предстояла титаническая подготовительная работа — все перекопать, расчертить по линейке, засыпать опилками дорожки... Если бы не поддержка директора, не справиться бы с этим ни за что. Зато сегодня Виктор Сергеевич сам гордится — такого огорода нет не то что в Удмуртии, во всей стране поискать!
— Это, безусловно, результат труда всего коллектива, — признается Ольга Александровна и спешит назвать активных садоводов. — Наравне со мной работает учитель географии Надежда Никитина, учитель начальных классов Елена Фефилова, учитель английского языка Альфия Тагирова, много помогает завуч и учитель истории Ольга Арасланова. С эстетическим и дизайнерским оформлением — Лариса Бушуева, перечислять можно многих.
И все-таки главный дирижер большого оркестра — биолог, без него никуда. Глядя на ухоженную территорию, можно предположить, что родители нашей героини были если не биологами, то художниками точно, уж очень во всем этом видится большая любовь к красоте и гармонии. Но оказывается, мама Ольги Александровны всю жизнь проработала на маслозаводе в мороженом цехе, неудивительно, что самые ранние воспоминания, да и более поздние тоже, связаны с мороженым. Отец был водителем, вместе с ним дочь объездила весь север Удмуртии. От него у Ольги Александровны страсть к путешествиям и любовь к автомобилю. Забегая вперед, скажу, что несколько лет назад Пепеляевы купили машину, и водить ее стала именно Ольга Александровна. Мало того, имея всего два года стажа, она не побоялась везти всю семью на юг. Услышав о смелом решении, знакомые лишь качали головами: «Рискуете...» Те, кто давно знает Пепеляеву, даже не удивились, потому что умение идти на риск — это отличительная черта нашей героини. Видимо, она тоже досталась от отца, мама более осмотрительна и во всем стремится к стабильности. Отец же привил любовь ко всему живому. Часто брал детей с собой в лес, учил различать грибы, собирать ягоды, ловить рыбу.
Ольга Александровна с самого детства любила все живое, растущее. И теперь она не даст погибнуть ни одному саженцу, трепетно относится даже к цветочной рассаде, которую сама же и выращивает для школьных цветников. Все, что остается после высадки в грунт, высаживает у себя на участке и раздает знакомым садоводам, чтобы ни один цветочек не пропал. Конечно, ученики Ольги Александровны, ежедневно видя такую заботу о живом, что-то важное без сомнения усваивают, перенимают. И сами ни ломать, ни разрушать чужими руками созданную красоту не будут, в этом Ольга Александровна уверена. Когда в школьном питомнике росли молодые кедры, то в каждый канун очередного Нового года кто-то (не свои, чужие явно) ночью приходил и срубал либо кедр, либо его верхушку для украшения своей квартиры. Нужно ли говорить, какое горе это было для всего коллектива. Устраивали дежурства, обращались за помощью в милицию — ничего не помогало. В роще нет кедра, который так или иначе не пострадал от рук варваров. Но все кедры (а их 67) остались живы, все выросли, потому что их «реанимацией» занималась Ольга Александровна, невзирая на занятость и усталость, не бросала бедные деревца, выхаживала раненых.
В те времена, когда училась сама Ольга Александровна (а она выпускница этой же школы, ученица знаменитой на всю Удмуртию Галины Сергеевны Жуйковой — заслуженного учителя биологии, награжденного орденом Октябрьской Революции и орденом Трудового Красного знамени за большой вклад в воспитание подрастающего поколения), на пришкольном участке трудились все. Ольга Александровна была одной из лучших помощниц Галины Сергеевны, но любимицей, а тем более преемницей не считалась. Потому что ни о биологии, ни об учительской карьере не думала. По всем предметам училась очень хорошо, занималась спортом — тренер видел в ней будущую чемпионку. Удивительно, но, будучи перспективной биатлонисткой, Ольга участвовала в олимпиадах по математике, и весьма успешно...
— Но как же все-таки получилось, что победила биология? — спрашиваю я Ольгу Александровну, все больше удивляясь ее рассказу о школьных годах.
— Даже не знаю... Галина Сергеевна иногда просила заменить ее, провести опрос. Я не помню, были у нас дни самоуправления или нет, но уроки биологии я проводила, и мне это очень нравилось. Учительнице нравилась моя добросовестность, то, что я всегда готова к уроку. Она сама, да и очень многие думали, что я поступлю на спортфак. Поэтому Галина Сергеевна была очень удивлена, что я выбрала биологию. Надо сказать, что тренером я себя не видела никогда. Быть все время в спортивном костюме, в кроссовках — нет, о таком будущем я не мечтала.
Между прочим, платья себе и дочери (она уже взрослая, студентка второго курса Пермской государственной медицинской академии) Ольга Александровна шьет сама, модель выбирает и кроит... «И когда только успевает?! — удивляются коллеги и добавляют с нескрываемым восхищением: — А как Ольга Александровна готовит! А какой образцовый у них участок!»
Со своим участком, конечно же, помогает супруг, который так же, как и директор школы, поддерживает любую инициативу Ольги Александровны. Надо сказать, в этом ей очень повезло — и дома, и на работе есть сильное мужское плечо, на которое можно опереться...
Поступив на биофак Ижевского государственного университета, Ольга Александровна не хотела порывать со спортом. Продолжала заниматься с одним из тренеров женской и мужской сборной России по биатлону. Дела шли хорошо, но в один прекрасный момент все-таки пришлось выбирать между спортом и учебой.
— Я часто опаздывала на тренировки, да и вообще невозможно делать два дела одновременно хорошо. Я выбрала учебу, начала спокойно учиться. Но о школе все равно никогда не думала.
Все определилось лишь во время практики, на которой Ольге Александровне вопреки ожиданиям понравилось. Оказалось, что интересно готовиться к урокам. На пятом курсе Виктор Петрович пригласил на практику в родную школу. В то время Галины Сергеевны уже не было, пришел другой учитель, которого в свою очередь сменила Пепеляева. То есть с первого дня и до настоящего времени Ольга Александровна трудится в 8-й гимназии.
— Не хотелось уйти? — интересуюсь я.
— Из нашей группы больше половины стали учителями. Возможно, это связано с трудным временем, в которое мы начинали работать. Хотелось стабильности. В школе она была. Конечно, были и трудности. Признаюсь, весь первый год я работала со слезами и мечтала сбежать. Я решила, что это не мое, тяжело. Я эмоциональный человек, и мне тяжело гасить свои эмоции. Сложно было работать с детьми, пользоваться полученными знаниями в рамках программы. В том, что я не ушла, сыграл роль коллектив, который тепло меня принял, директор, завуч Галина Всеволодовна Псарева. Она постоянно подбадривала, говорила, что надо расти, давала советы. Много было плюсов, и я осталась в школе. Участок на мне с первого года. Конечно, тяжело. Хорошо, что летом помогают платные бригады, наши же старшеклассники трудятся, но оплачивает биржа по программе благоустройства. Но школьный сад предназначен не только для трудового воспитания. Здесь происходит экологическое просвещение. Например, ученики изучают экосистему кедровой рощи. Проводим различные экскурсии по экобиологическим проблемам. И еще у меня есть идея, которую я давно продвигаю, — развитие участка через проектную деятельность. Первый социальный проект, с которым я вышла к ученикам, был такой: как благоустроить пустое место? Мы разбили сад кустарников.
Идей у Пепеляевой по-прежнему много, остается пожелать ей столько же сил. И помощников.
|