Интерактивное чудо
Как сделать математику живой
Можно жить в столице и постоянно сетовать на отсутствие необходимых условий для продуктивной работы или счастливой жизни. А можно жить в сельской местности, в глубинке, испытывая все тяготы бытовых условий, и быть счастливым. Почему у одних на голой земле сады цветут, а у других чудо-техника покрыта слоем пыли? Начало XIX века. Валаам. Высокая, горная, северная земля. Монастырь, известный напряженностью духовной жизни и бытовыми трудностями. Монахи создают по образу и подобию подаренной паровой машины еще одну такую же и тем самым обеспечивают работу не только прачечной, но и местной фермы. Подача сена стала осуществляться с потолка коровника, а корма по рельсам подавались теплыми. И это было двести лет назад! Вот народ: и блоху подкует, и паровую машину построит, и арбузы посадит. Земля же голая, скалы, а монахи яблоневый сад разбили, что плодоносит уже 150 лет. Сильные люди. Целеустремленные.
Середина 90-х годов XX века. Елена Медведева, учитель математики, впервые пришла работать в маленькую сельскую школу №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района Краснодарского края. Дали ей три пятых класса и голый кабинет. В руках учебник и никакой наглядности, а в качестве доски — линолеум, прибитый гвоздями к стене и покрашенный краской. Верила, что научить можно всех, сидела с отстающими после уроков и привлекала к этому процессу детей, которые могли и хотели побывать в роли учителя. Вечерами писала карточки, сама чертила на ватмане схемы и таблицы для своего кабинета. Однажды поняла, что ее любимая наука геометрия, оказывается, для детей сложна и непонятна. А как изменить ситуацию, как показать красоту предмета? Вместе создавали модели, используя ножницы и бумагу. Руками доходили до особенностей фигур. Составляли кроссворды и задания для зачетов, писали сказки о фигурах и их свойствах, создавали словари, справочники, альбомы с родословными фигур.
А в 2008 году случилось чудо чудное и диво дивное: в школу поступила интерактивная доска. Современная педагогическая паровая машина.
И трех лет не прошло, как Елена Владимировна Медведева становится победителем в южно-российском конкурсе «Новые технологии-2011» и получает главный приз — ИД SmartBoard 680. А в декабре этого же года — победа в международном конкурсе «Интерактивная планета-2011» (сайт PrometheanPlanet.ru) и приз — система интерактивного тестирования учащихся ActivExpression на 24 ученика.
Этот этап жизни не был простым, но, по мнению педагога, стал самым продуктивным этапом в процессе становления учителя. Сначала надо было понять, как нужно работать с интерактивной доской, чтобы разнообразить уроки, увлечь детей. Потом надо было самой научиться пользоваться этим инструментом и затем научить ребят. Первые шаги в освоении интерактивной доски сделать помог сын. А потом Елена Владимировна прошла курсы Г.О. Аствацатурова Армавирского филиала Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования и получила базовые знания. Но этого ей оказалось недостаточно: нужен пример положительного опыта, нужны соратники по поиску, нужны единомышленники. Поиски привели ее на портал «Сеть творческих учителей» — образовательную площадку для педагога, желающего повысить свой уровень образования. На этом портале можно было в удобном для себя режиме дистанционно научиться работать с ИКТ под руководством более опытных коллег. Жажда познаний и самообразования привела Медведеву в мастер-классы заслуженного учителя РФ Александра Борисовича Розенфельда и почетного работника образования РФ Татьяны Юрьевны Минченко. Когда в России почти не было качественной и систематизированной информации о работе с новым интерактивным оборудованием, поступавшим в школы, Александр Борисович организовал сообщество «Интерактивная доска для начинающих, и не только», открыл мастер-класс «Для начинающих пользователей интерактивной доски», где и обучал учителей — начинающих пользователей интерактивного оборудования. Татьяна Юрьевна в этом же сообществе вела авторский мастер-класс «Activ&Smart» для уже продвинутых пользователей интерактивной доски: «Активных и умных».
Дистанционное обучение на портале «Сеть творческих учителей» сразу в двух мастер-классах заняло у Елены Владимировны почти год ежедневной работы с программами. По ее словам, в этот период ей удалось открыть новые способы мотивации учащихся, вовлечь ученика в познавательную деятельность на уроке. На портале научилась делать презентации, работать в программе «Живая математика», при этом занималась экспертизой загруженных материалов. Через время Елену Владимировну пригласили в координационный совет сообщества учителей математики портала «Сеть творческих учителей», и вскоре она стала не только экспертом сообщества, но и экспертом федерального конкурса проектов учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе. Елена Медведева уверена, что работа экспертом и учеба в мастер-классах способствовала самообразованию.
Программы Notebook, ActivInspire так увлекли педагога, что она работала даже ночами и наконец-то открыла для себя основные принципы работы, их маленькие и большие секреты. Освоение новых программ позволило и урок строить по-новому, ведь уплотнилось время урока, стали успевать делать заданий на уроке намного больше. Ребята работали с интересом, к доске хотели все, стали сами искать нужную информацию, получалось увидеть закономерности. Появились результаты. Свой опыт Елена Владимировна обобщала и щедро им делилась с коллегами. И следствием этого Елена Владимировна считает победу в ПНПО 2008 и 2012 годов, и в 2012 году — победу в краевом конкурсе «Учитель года Кубани».
Об участии во всероссийском этапе конкурса «Учитель года» в Липецке Елена Медведева вспоминает с теплотой: «Перед своим уроком я спросила одного из учителей Липецкой гимназии, как он использует интерактивную доску и что умеют дети. Учитель улыбнулся и сказал, что нет ничего лучше мела и тряпки. Мне для урока привезли доску ActivBoard500, настроили и отодвинули к окну. Перемена, завели учеников в класс, я пытаюсь рассказать ученикам, как работать с доской в двупользовательском режиме, и понимаю, что она не работает. Ужас, хаотично соображаю, перезапускаю компьютер, звенит звонок, начинается урок, у меня мысль: если не работает, то «нет ничего лучше мела и тряпки». Дотрагиваюсь, понимаю — работает, выдыхаю и творю урок. Дети занимались очень хорошо, им понравились и доска, и система интерактивного тестирования учащихся. После урока — интервью тележурналистам. И слова того же учителя: «Здорово, вот бы эту доску в гимназии оставили, я бы с удовольствием на ней работал». Ну разве не награда?
Елена Медведева — единственный математик в маленькой школе (около 200 учащихся), а еще тьютор, эксперт. Приехала домой — и с головой в работу, результаты ГИА и ЕГЭ выше районных, краевых, российских средних баллов. Казалось бы, ну вот он — результат, успокоиться бы. Куда там!
Новый конкурс «ИнтерАктивный учитель». Стала победителем в номинации «Мастер-класс ActivBoard на моих уроках», пригласили в Суздаль на международную научно-практическую педагогическую конференцию «Полимедийные технологии и решения. Применение в образовании, опыт, перспективы развития».
Свои уроки без ИКТ этот учитель не видит, говорит: «Нельзя по-другому, дети сейчас «цифровые», «мобильные», а учитель должен быть на шаг впереди, на ступеньку выше». Использует свой персональный сайт, на нем размещает домашнюю работу, тренировочные работы, подборку видеоматериалов для подготовки к ЕГЭ.
В наших современных школах интерактивная доска в кабинете почти каждого учителя. Логично, что все должны уметь ими пользоваться Е.В.Медведева выиграла уже четыре конкурса, связанных с использованием интерактивной доски. Я задаюсь естественным вопросом: почему именно она? Что такое особенное позволяет ей стать победителем?
Елена Владимировна мне объяснила, что, «конечно, все используют интерактивные доски в своей работе, но как? Чаще всего ИД используются в качестве больших экранов для проецирования. Можно просто же скачивать из Интернета готовые презентации и транслировать их на уроке, ну в лучшем случае можно просто писать на доске или самому создавать презентации».
Интерактивные доски в образовательном процессе уже около 7 лет, но хороших материалов по работе с ними, считает Елена Владимировна, крайне мало, так же как и хороших презентаций, сайтов. «Ответ прост, — говорит она мне. — Я создаю не просто картинки и тексты, мои материалы — подвижные модели, которые показывают геометрию в динамике, которые делают ее живой: фигуры делаю так, чтобы они разбирались, собирались, деформировались. На создание одной модели уходит около недели. Я видела в Интернете множество работ своих коллег, но то, что делаю я, больше не делает никто». «Так уж совсем и никто?» — не успеваю я подумать. Видимо, почувствовав мой вопрос, Елена Владимировна сразу уточняет: «На том уровне, на каком работаю я с доской, работают менее 1% учителей. Почему? Причин много: сложно, затратно по времени, всегда проще взять готовое, чем создать свое, нет личной мотивации, никто не хочет сидеть ночами, не видит целесообразности в использовании ИКТ. Доска, считают многие, — элемент декора, не хотят учиться создавать и т. д.».
На мой вопрос «О чем мечтаете, чего хотите?» Елена Медведева ответила, что мечтает познакомиться с Дмитрием Гущиным, потому что материалы с его сайта «Решу ЕГЭ» во многом помогают и являются опорными в ее работе. Она считает очень важным поблагодарить его лично. «У меня есть доска, система тестирования, чего еще желать? Не поверите, хочу короткофокусный проектор, чтобы не слепил глаза, да и мобильный класс (ноутбук на каждого ученика). Просто мечтать мало, надеяться, что когда-нибудь мне это дадут, не для меня, а вот приложить усилия, чтобы желаемое стало возможным, я постараюсь».
Вот так и живет сельская учительница математики, как она говорит, осмысленно, разбирая по винтикам свою «паровую машину», как некогда монахи на Валааме, считая, что «доска — инструмент ближайшего будущего, и только постоянно совершенствующийся учитель может дать качественное образование».
|