На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Вот такие пироги!

Анна Мамутова отлично готовит национальные блюда и захватывающие уроки

Про одни регионы говорят, что время здесь как будто остановилось. За ультрасовременным ритмом других, наоборот, угнаться успевает не каждый. Северная Осетия же живет по какому-то абсолютно своему, уникальному времени. Здесь чтят древнейшие традиции, тысячелетиями передают из поколения в поколение законы предков, бережно сохраняют священные рощи и деревья, а во время национальных праздников возносят ритуальные молитвы и закалывают жертвенных животных. При этом ни один федеральный эксперимент в области внедрения информационных технологий не обходится без участия Северной Осетии. Особое внимание в республике уделяют развитию образования. Перед преподавателями стоит непростая задача — воспитать детей в национальном духе осетин и одновременно научить их быть полноценными гражданами современного общества. Ярким примером такого педагогического мастерства является учительница начальных классов прогимназии «Интеллект» во Владикавказе Анна Мамутова.

— Она стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012» среди 77 других участников. Ее имя мы произносим с гордостью! — подчеркивает директор «Интеллекта» Белла Галаова. — Она прославила не только нашу прогимназию, но и всю республику!

А ведь добилась Мамутова столь блестящих результатов благодаря... осетинскому пирогу!

Нет, Анна Евгеньевна не показывала мастер-класс по его приготовлению. Хотя это главное национальное блюдо она, как настоящая осетинская хозяйка, может приготовить без труда и с какой угодно начинкой — с сыром, картофелем, капустой. Мамутова выдвинула гипотезу: блюда национальной кухни — это прекрасный источник знаний о занятиях народа в прошлом, его быте и условиях жизни.

Взять тот же осетинский пирог. Из чего он состоит? Из теста и начинки. Что нужно для теста? В первую очередь мука. Значит, люди не просто выращивали зерно, но и умели его обрабатывать. Такие же выводы можно сделать и по начинке. Овощная — значит климат и плодородность почвы позволяли людям заниматься растениеводством. А раз пирог выпекали, значит, местные жители уже давно «приручили» огонь.

Доказывала свою гипотезу об информативности национальных блюд на «Учителе года – 2012» Анна Мамутова вместе с учащимися, которых до этого она не знала, таков регламент конкурса. Но даже за совсем небольшой промежуток совместной работы дети успели поладить с педагогом из Владикавказа.

— Ученики для меня не просто подопечные, а мои маленькие помощники и друзья! — рассказывает Анна Евгеньевна. — С самого начала работы учителем у меня с детьми складывается полная психологическая совместимость. Хотя на первом моем в жизни уроке ноги тряслись! Он был чуть ли не 20 лет назад, но я помню его до сих пор. Я боялась не того, как ко мне отнесутся ребята, а той ответственности, которая на меня ложилась. Ведь то, чему я научу детей, станет базой для всей их дальнейшей жизни.

Анна Мамутова старается следить за судьбой каждого своего выпускника. Кто-то из ее ребят поступил в МГИМО, кто-то переехал в Санкт-Петербург. Но любовь к малой родине, привитая Анной Евгеньевной, остается с ними, где бы они ни жили.

— Северная Осетия была одной из первых республик, где стали внедрять программу национального образования, — поясняет педагог. — То есть наравне с федеральным компонентом должен был быть представлен и национально-региональный компонент. И хотя со временем по этой программе мы перестали работать, ее основные принципы мы постарались сохранить. Например, проходим на природоведении лес — я рассказываю, какие животные и растения присущи осетинским лесам; изучаем на истории Великую Отечественную войну — вспоминаем осетин-героев, участвовавших в ней.

Так что бывшие ученики Мамутовой во время своих регулярных приездов во Владикавказ чуть ли не первым делом бегут к первой учительнице.

— У кого-то уже свои дети есть, а для меня они все равно дети! — смеется Анна Евгеньевна. — Всегда рада их видеть, пообщаться, помочь чем-то. Переживаю за них, как за родных!

Родной ребенок у Анны Мамутовой, кстати, пока один. Сейчас у нее подрастает дочка Даниэлла. Меньше чем через два года малышка пойдет в первый класс. Пока же для нее школа — это то место, где мама проводит много времени и где есть всякие интересные предметы и приборы.

— Дочка любит приходить ко мне на работу, все разглядывать, — говорит Мамутова. — К другим детям она меня не ревнует, хотя и скучает сильно, пока меня нет. Мечтает поскорее поступить в школу — думает, что будет таким образом проводить со мной больше времени. Но я бы не хотела, чтобы она училась у меня. Я-то не буду выделять ее среди остальных школьников. А вот ей будет трудно соотносить понятия «мама» и «учитель».

Есть у Даниэллы и другие мечты, которые, правда, как и у всех детей в ее возрасте, меняются чуть ли не каждый день. То она хочет петь песни, чтобы попасть в телевизор, то писать картины. Но по стопам мамы идти не собирается. Да и про саму Анну Мамутову нельзя сказать, что она с детства мечтала связать свою жизнь со школой. Ни ее родители, ни бабушки с дедушкой не были педагогами. Учительницей была жена ее дяди, к которой в класс маленькая Аня в итоге и попала.

— Мы с ней близко общались, мне всегда было с ней интересно разговаривать, — вспоминает Мамутова. — Наверное, именно поэтому я выбрала педагогическое училище. Затем поступила в педуниверситет на заочное отделение и пошла работать в школу.

А потом произошло событие, из-за которого страна могла бы и потерять в лице Анны Мамутовой талантливого, яркого педагога. Ударил кризис, количество ставок в учебном заведении уменьшилось, и поскольку Мамутова устроилась на работу одной из самых последних, то и под сокращение она попала одной из первых. Зарплата у учителей тогда была мизерная, и знакомые советовали Мамутовой попробовать себя в другой сфере.

— Но я поняла, что вне педагогической деятельности находиться не смогу, — признается Анна Евгеньевна. — И ни разу за все годы не пожалела, что осталась в профессии, не испугавшись всех трудностей.

Пожалуй, сложнее всего современному педагогу угнаться за своими учениками в вопросах технических новинок. Сейчас дети готовятся к урокам с помощью ноутбуков, закачивают учебники в электронные книги, а вместо того чтобы рисовать стенгазеты, легко делают компьютерные презентации и даже небольшие видеоролики.

— Если я не буду разбираться в их гаджетах, то они же во мне разочаруются! — шутит Анна Мамутова. — А если серьезно, то различная техника очень помогает и облегчает учебный процесс. Дети-то не сильно поменялись за годы моей работы. У них есть все такой же огонек в глазах, жажда знаний. Просто теперь они добывают их по-новому. Но нужно вовремя отвлекать детей от компьютеров и создавать им условия для получения позитивного социального опыта.

Для этого в прогимназии «Интеллект» разработано несколько специальных проектов, таких как «Забота о ветеранах» (подготовка праздничного концерта и посещение участников Великой Отечественной войны); «Доброе сердце» (поездка в санаторный детский дом); «Чистый двор», «Город начинается с тебя» и «Берегите птиц» (благоустройство территории и установка кормушек). Показатель вовлеченности ребят в эти акции — 100%! Столь же высокими показателями подопечные Анны Мамутовой могут похвастаться и в учебе. Так, в первом полугодии 2010-2011 учебного года пятерки и четверки по русскому языку и математике получали 57% из них. Во втором полугодии эта цифра увеличилась до 65%, а за следующие шесть учебных месяцев многие троечники подтянули свои знания. Отличников и хорошистов в классе Анны Мамутовой по двум указанным предметам стало почти 80%! И такая же положительная динамика наблюдается и по другим предметам.

— У нас очень сплоченный коллектив, ребята сами тянутся друг за другом! — подчеркивает Анна Евгеньевна. — Детей ни в коем случае никто не сравнивает, не говорит им: «Вот Катя получила пятерку, и ты должна». Одним неосторожным словом можно отбить у школьника желание учиться, ранить его, он может потерять веру в себя. Но я уверена — у каждого ребенка в душе есть то зернышко, ухаживая за которым можно вырастить замечательное растение. И моя главная задача — это зернышко разглядеть, помочь ученику развить то, что у него получается хорошо, и справиться с тем, что дается ему сложнее.

Одна из учениц Мамутовой, Тамара Дзодзиева, подтверждает ее слова.

— Наша учительница очень трудолюбивая! — говорит девочка. — Она любит придумывать для нас уроки, любит их проводить. Просто так она никогда не поставит никому пятерку или двойку. Она обязательно спрашивает нас.

Скоро наступит новый учебный год, и Анна Евгеньевна снова и снова будет спрашивать своих ребят на уроках. У нее уже появился целый ряд интересных идей. Хотя часто бывает, что, достигнув больших побед, многие люди чувствуют опустошение, даже некое разочарование — взята определенная высота, о чем еще мечтать, к чему стремиться дальше? Но это явно не про Анну Мамутову! Никто не скажет про нее, что она перегорела после триумфального для нее конкурса «Учитель года – 2012». Наоборот, глаза у нее загорелись только ярче!

— Я еще раз хочу на этот конкурс! — признается Анна. — Нет, я не гонюсь за очередным титулом и дипломом. Просто на этом мероприятии совершенно особая атмосфера, получаешь такой заряд энергии! Сил и времени подготовка к конкурсу, конечно, отнимает много. Но когда видишь других педагогов, знакомишься с их идеями и достижениями, об усталости забываешь совершенно! Слушаешь все новое, впитываешь, появляются идеи, как это можно в собственной работе применить.

А дети, видя такую активность и азарт своего педагога, сами вдохновляются на новые свершения. У них появляется желание не отставать от одноклассников, радовать любимую учительницу хорошими знаниями, а родителей — хорошими оценками.

Анастасия Горшкова, «Учительская газета», № 33 от 13 августа 2013 года



Гущин Д. Д.