Область чудес
Превращение во время химического эксперимента сродни волшебству
Виктор Ланцев не вошел в пятнашку. Сам он объясняет: «Молодой еще. Вот в следующий раз докажу — я лучший!» И это так. Он умеет увлечь (а как же иначе? Еще Горький считал, что химия — это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области), он умеет анализировать (и в первую очередь себя!) и извлекать уроки (следовательно, расти). На конкурсе «Учитель года России – 2012» ему удалось показать не все грани своего таланта. Возможно, у Ланцева действительно еще все впереди!
Виктор Ланцев окончил 20-ю школу с золотой медалью, а Орловский госуниверситет — с красным дипломом. Увлекшись музыкой, получил и музыкальное образование. Диплом руководителя эстрадного оркестра для Виктора не просто корочка — признание его таланта!
Виктор всегда читал запоем. И классическую литературу, и научную, и приключения. Ему нравилась сама книга. И все, что было в ней, казалось ему таинственным и глубоким. Уже в младших классах Ланцев прочел Популярную энциклопедию по естественным наукам. Это его заинтересовало. Но все равно он до сих пор не знает, в какой момент решил стать химиком. Ведь все школьные предметы давались ему одинаково легко.
Тест на профориентацию скорее запутал. Компьютер рекомендовал то выбрать профессию, связанную со спортом, то предпочесть деятельность, предполагающую общение с людьми. Родители советовали идти в школу милиции или на экономический. Но сильно не настаивали, предоставляя сыну свободу выбора.
На факультет естественных наук в Орловском государственном университете Ланцев пошел не только потому, что знал, что у него будут льготы при поступлении, так как он победитель региональной олимпиады по химии. Испытаний Виктор никогда не боялся. Просто химия манила. Не вполне осознанно, но... это сродни волшебству, когда во время какого-то эксперимента происходит превращение. И ты понимаешь, что в этом нет ничего сверхъестественного, нужно просто знать, как и почему.
Ланцев удивляет на уроках способностью складывать и умножать трехзначные цифры в уме быстрее калькулятора.
— Иногда так лень искать калькулятор, легче посчитать в уме. В этом нет ничего особенного...
Ланцев проходил практику в МГУ на химфаке. Способного студента заметили на кафедре энзимологии, предложили аспирантуру. Но исследовать строение, механизм каталитического действия и молекулярную структуру ферментов Ланцеву в Москве не пришлось, обстоятельства сложились иначе. Научной деятельностью он занялся чуть позже у себя, в аспирантуре Орловского государственного университета. Выбрал специальность «физиология и биохимия растений», определил тему — «Цитоскелет растительной клетки на примере картофеля». Ну как же иначе? Клетка — основа любой жизни, и ее строение — белое пятно биохимии. И это интересно!
Жена Юля — студентка института культуры, хореограф. Сыну Максиму 2 ноября исполнился год.
На любимую рыбалку вырваться удается нечасто. Для Виктора такое времяпрепровождение — лучшая разгрузка для головы. Отдохнуть иногда хочется... Посмотреть по телевизору бои по вольной борьбе (и сам раньше занимался), кикбоксингу. Почитать. Но... Ждут новых заданий неутомимые члены его химического кружка, новых идей коллеги и новых свершений близкие. Да и он сам от себя ждет еще многого!
В роли учителя попробовал себя в родной 20-й школе. А в 2011-м перебрался в лицей №28. Его привлекли принципы педагогики сотрудничества, ставшие в 28-м базовыми. С 2008 года лицей служит муниципальной экспериментальной площадкой по созданию оптимальных условий для раскрытия индивидуальных и творческих способностей учащихся в условиях личностно ориентированного обучения.
И стал Виктор Леонидович заниматься с приверженцами любимой науки Менделеева.
— Как подготовить школьника к олимпиаде по химии? — сам у себя спрашивает Ланцев. — Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Да и не нужно. Хотя, конечно, хотелось бы иметь такую формулу, чтоб выполнил — и призер. Чтобы качественно подготовить школьника к олимпиаде, прежде всего нужно принять, что каждый ребенок одаренный, нужно только помочь раскрыться его потенциалу. Итак, если мы говорим о том, что хотим подготовить успешного олимпиадника, значит, мы для себя решили, что работаем с особым ребенком, одаренным. А вот выстроить такую работу помогает знание психологии особых детей. Одаренный ребенок — это способный ученик. А как найти эти способности, есть ли они у всех? Ученые, педагоги и психологи говорят, что способностей от природы нет. Есть задатки. Задатки не видны в человеке до тех пор, пока они не превратятся в способности. Но быть способным — значит более качественно использовать свой ум!
На мой взгляд, данные утверждения помогли бы учителю начальных классов или даже воспитателю в детском саду, который только-только начинает работать с ребенком. А вот что делать нам, учителям химии, если ребенок попадает к нам только в 8-м классе в возрасте 13-15 лет? Конечно, превращать задатки в способности нам уже некогда, а вот выявить нестандартного ребенка и продумать, как с ним работать, мы можем. Выявить одаренного ребенка нам могут помочь различные психологические тесты, наши непосредственные наблюдения, общение с коллегами и даже задачи. А вот как заинтересовать такого ребенка и помочь ему в использовании его собственных резервов? Самым главным движущим фактором любого развития служат внутренние потребности самого человека (вспомним хотя бы знаменитую пирамиду Абрахама Маслоу), а если цель учителя состоит только в том, чтобы научить, тогда можно опираться на любые потребности.
К сожалению, очень часто учитель одаренных детей бывает неуспешен в этой деятельности, поскольку слабо владеет преподаваемым предметом или находится в плену неправильных представлений. А у Виктора Ланцева есть даже формула, работая по которой можно достичь высоких результатов в подготовке одаренных школьников к олимпиаде: олимпиадник = развитый кругозор + умение решать химические задачи + практические навыки химического эксперимента.
— Кажется просто? – смеется молодой химик. — А вы попробуйте обойтись хотя бы без одного слагаемого. Вряд ли что-нибудь получится. Даже такой подход не может гарантировать стопроцентного результата. Однако есть над чем задуматься. Давайте не будем забывать, что без работы ручками наш предмет часто становится крайне скучным и удаленным от практики. А поэтому ребенок должен уметь взвешивать, измерять объем, температуру и плотность; работать с растворами и представлять, как они готовятся; проводить качественные реакции и хорошо их знать; проводить простейший качественный анализ. И это далеко не полный список необходимого.
Самое главное в нелегком деле подготовки одаренных детей к серьезным испытаниям, по мнению Ланцева, помнить следующее: посредственный учитель может воспитать только посредственного ученика. И он старается быть прежде всего нестандартным.
Пригласил Виктора Ланцева в орловский лицей №28 директор Александр Волчков. У него, как человека неординарного, на таланты нюх. В молодом педагоге Александр Иванович почувствовал энергию и страсть, с помощью которых тот может увлечь и растопить детское «зачем?» и «не хочу».
Сам же Александр Волчков, чтобы воспитать новое мыслящее поколение подростков, двадцать лет назад ввел в учебный план не совсем обычные предметы: «Основы теории государства и права», «История государства и права», «История органов внутренних дел», «Система правоохранительных органов», «Основы конституционного права РФ». Тогда же были заключены договоры о сотрудничестве с Орловским юридическим институтом МВД РФ, с историческим факультетом ОГУ, с областным судом, с прокуратурами. Вместе со своим сподвижником Сергеем Дрожжиным они добились того, что лицей стал правовым. И в 2000-м вся область училась создавать систему гражданско-правового образования на примере лицея, принявшего участие в проекте «Правовое образование в школе» Российского фонда правовых реформ. Работала на базе лицея в 2008-м и региональная экспериментальная площадка «Учебные суды как эффективный способ правовой социализации личности». Эти времена позади. Сегодня 28-й делает акцент на то, что обучение должно быть многопрофильным. И здесь нужны специалисты, которые позволят лицеистам копнуть как можно глубже в изучаемых дисциплинах.
В мае 2011 года Виктор Ланцев стал победителем Всероссийского конкурса учителей физики, химии, математики и биологии фонда «Династия» в номинации «Молодой учитель». В 2012-м стал победителем областного конкурса «Учитель года – 2012». Разработанная им авторская программа элективного курса «Информационные ресурсы по химии для старших классов» успешно апробирована и используется во многих школах.
Есть у Виктора Ланцева программа «Решение разноуровневых задач повышенной сложности для девятых классов». Считает, пусть ребята считают тем способом, который им интересен, важен не процесс, а результат. А такой способ выведет расчетные задания на качественно новый уровень.
Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования. Но ученики Ланцева химии не боятся: «Еще чего!» Они с легкостью щелкают заданные задачки и с готовностью приходят на дополнительные уроки, где рассматриваются задания повышенного уровня. Им интересно, им понятно. И они охотно идут вместе со своим учителем в университет, чтобы посмотреть, как серьезные ученые проводят исследования на агробиостанции, и им даже доверяют помочь в расчетах. Значит, добились и они чего-то! И с удовольствием участвуют девчонки и мальчишки в летней профильной школе «Молекула жизни», которую удалось организовать при лицее благодаря инициативе Ланцева.
Он всего четыре года в профессии, а его ученики поступают в серьезные вузы, увлекаются наукой, берут для своих собственных изысканий весьма непростые темы. Они тоже хотят быть волшебниками, потому что поняли: химия — это область чудес.
|