На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Жизнь нараспашку

Многие верят, что чудеса случаются, и только некоторые творят их сами

Бывают люди, распахивающие все двери сразу. И живут они на полную катушку, но подарков от судьбы не ждут, предпочитая самостоятельно радовать и себя, и окружающих. Такова Светлана КРИЧЕВЦОВА, учитель английского языка школы №2 Саяногорска. Ее увлекают театр и песни, фотография и история ставшего родным края, разнообразные шарады и кулинарные рецепты, но главное — ей интересны люди. Те, кто рядом, и те, о которых она знает только понаслышке.

Генами романтики будущего педагога наградили родители-геологи. Пятилетнюю Светлану из Назарова Красноярского края они привезли в Туран. Город в Уюкской долине у подножия Саян на границе Тывы и Хакасии поразил ребенка и, наверное, определил дальнейшую судьбу.

Как-то прочитала десятилетняя егоза книгу «БУПШ действует» (боевой уличный пионерский штаб) и задумалась: «А почему бы не организовать такой отряд?!» Закипела бурная деятельность: они с друзьями устраивали концерты для родителей, сидели с малышами, пока их мамы и папы были на работе, сажали яблони — им очень хотелось превратить Туран в чудесный город-сад! Но деревья не приживались, а в седьмом классе Светлану за отличную учебу наградили путевкой во Всероссийский детский лагерь «Орленок».

Этот перелет потряс Светлану: она влюбилась в профессию стюардесс. Красивая форма, ослепительное солнце в иллюминаторе и доброжелательная улыбка — да это же просто предел мечтаний! После десятого класса она написала письмо в Международную школу бортпроводников в Шереметьеве. Ее ждало разочарование: для осуществления этой мечты требовалась московская прописка.

И еще одна красивая профессия осталась только в ее грезах — она жаждала сцены, страстей, поклонников. Ее актерский дебют состоялся в восьмом классе в спектакле по пьесе Евгения Рысса «Чудесный мальчик». На главную роль после долгих поисков режиссер пригласил именно ее, переименовав вещь в «Чудесную девочку». До этого в «Орленке» она играла в кукольном театре Незнайку. Казалось бы, отныне выбор профессиональной стези предрешен, но вдруг Светлана поняла, что все ее таланты можно воплотить сразу, став... учителем!

Те, на кого хотелось равняться, всегда были рядом с ней. После школы с аттестатом с единственной четверкой по геометрии девушка поехала поступать в Иркутский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Ей не хватило балла. Но директора школы, где она училась, это не смутило, мудрый руководитель дал ей шанс испытать себя в деле. Светлана на следующий год поступила в Красноярский пединститут.

Подрабатывала в студенческие годы внештатным сотрудником детской комнаты милиции. За девушкой закрепили трудного подростка, не успевавшего по ряду предметов. Каково же было ее удивление, когда, перешагнув порог квартиры мальчика, она увидела стеллажи, заполненные книгами. Мысль о том, что среди несметного богатства семейной библиотеки не может расти шалопай Митрофанушка, не покидала ни на минуту. Объясняя ему материал школьной программы, новоиспеченная учительница на деле убеждалась: ее подопечный меняется. Тогда она сделала первый вывод в своей педагогической практике: индивидуальная работа с ребенком может вывести его из тупика плохих оценок, нежелания учиться, конфликтов с учителями и родителями.

Окончив вуз по специальности «учитель английского и немецкого языков», Светлана устроилась в малокомплектную школу Суш, где преподавала труд девочкам, вела иностранный, занималась с младшими, обучала хореографии.

— Я фактически не уходила из школы и была счастлива!

Вскоре ее мужа-коллегу направили в строящийся Саяногорск. Те же величественные загадочные Саяны... и Енисей. Кричевцова нашла свою школу и стала строить свою уже взрослую жизнь. Ей помогли навыки коммунарских сборов, полученные в «Орленке», здесь они оказались вполне востребованы и актуальны. Коллективные творческие дела по методике Иванова помогали создавать новый сибирский город.

Она получила второе высшее образование в Новосибирской государственной академии при Президенте Российской Федерации по специальности «муниципальное управление», пытается делать первые шаги и в этом направлении — хочет воплотить идею, возникшую еще в студенчестве. А ее краеведческий курс, который она, кстати, прислала к нам в газету на конкурс методических разработок, дело уже вполне состоявшееся:

— Стыдно жить в своем родном городе и ничего не знать о его истории. Поэтому мой авторский проект предполагает существование нового курса, который называется «Саяноведение». В ходе реализации этого проекта школьники среднего и старшего звена знакомятся с историей появления и развития нашего города, его культурным наследием, узнают о людях, которые принесли славу нашему городу и продолжают его прославлять. Нам есть что рассказать гостям и о природе родного края, и о его достопримечательностях. Но для этого нам надо хорошо это знать самим. Интеллектуальным продуктом проекта является видеофильм — виртуальная экскурсия в прошлое и настоящее города «О чем рассказывают памятники Саяногорья». Фильм презентабелен, используется учителями, воспитателями города в работе с подрастающим поколением. Изданы брошюра с одноименным названием и настольная интеллектуально-познавательная игра «Саянское домино». Традиционной стала ежегодная организация конкурса «Я — саяногорец!».

Саяногорск основали в 1975-м в связи со строительством Саяно-Шушенской ГЭС и Саянского алюминиевого завода, а в дальнейшем был построен современный Хакасский алюминиевый завод на месте существовавшего с начала XIX века села Означенное.

Крепость енисейских кыргызов «Омай тура» закрывала проход вдоль Енисея в Хакасско-Минусинскую котловину. На ее месте русскими властями был основан Саянский острог. Здесь стояли пограничный столб и дозорная вышка казаков, а неподалеку располагались поселения хакасов.

В ставшей родной Кричевцовой 2-й саяногорской школе к истории вообще относятся трепетно. Бывший директор этого учебного заведения Юлия Куракина сегодня возглавляет школьный музей.

За 37 лет работы 2-й школы в ней, по словам ее теперешнего директора Ольги Онтиной, сложился стабильный педагогический коллектив из учителей нескольких поколений. Все они готовы постоянно развиваться и совершенствоваться. И дружить с родителями, верными помощниками в воспитании подрастающего поколения.

— Хорошо или плохо идет воспитание — об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребенок сказать «Я счастлив!», — считает Кричевцова. — Советую родителям не слишком надеяться на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если ребенка уважают. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на его путь.

Дочь Светланы Марина Вишневская мамину мечту воплотила в своей жизни и стала актрисой. Сейчас она играет в Красноярском музыкальном театре. Сын Александр Пушкин, как и сестра, хорошо играет на гитаре, оканчивает политехнический техникум.

— Когда-то знаменитый писатель Роберт Стивенсон, автор «Острова сокровищ», сказал: «Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день». Мне кажется, в учебе важны даже не оценки-награды, а то, что дети начинают осознавать важность своего профессионального, научного, личного роста. Они обладают настоящими сокровищами: талантом, упорством, работоспособностью. Один мудрец увидел в слове «имя» два слова — «Им» и «Я». Думаю, человек должен себя отдать другим, и как он это сделает, таким будет его имя. Каждый из нас сейчас фактически стоит на пороге широко распахнутой двери в новое образование. Какое оно — это новое образование? Каково то образовательное пространство, которое предстоит не только осваивать, но и создавать? Ведь за последнее время ни одна из систем социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Многое сделано, многое достигнуто, многое переосмыслено. После конкурса «Учитель года России» Светлана Феликсовна активно включилась в работу ассоциации творчески работающих учителей Саяногорска. Хочет строить новую школу современности самостоятельно.

Кричевцова пишет стихи и песни.


Листок календаря

Сорвав очередной листок

календаря,

Я поняла, что мы заметно

постарели.

И не успеешь оглянуться —

для тебя

Уж пропоют свою седую песнь

метели.

Спать не дает назойливая

мысль,

Что надо еще многое успеть.

И песню, что рождается

с тобой,

Пускай не в полный голос,

но допеть!


Уходя — уходи

Уходя, затушу я костры

недотлевшие,

Уходя, уничтожу мосты

позади.

Уходя, крепче губы сожму

побелевшие,

Умоляя себя: «Уходя — уходи!»

Эта фраза во мне как любви

завещание.

Память! Пальцы на горле

кричащем сведи,

Чтоб не выдать в отчаянном

крике прощания

Нечто большее, чем «уходя —

уходи!».


Кричевцова еще и поет замечательно. Не бросит разгадывать кроссворд, пока не даст ответ на последний вопрос. Собирает гжельский фарфор. Вяжет и разводит цветы. Не боится вывозить своих учеников на рафтинг. Любит ездить в лес за грибами, на природу с друзьями. Обожает дым костра. И радость школьных праздников, проводить которые доверяют, конечно же, именно ей.

Светлана Феликсовна работает уже более 30 лет. С второклассниками играет, со старшеклассниками разговаривает на равных.

На ее уроках можно побывать на приеме у королевы Великобритании и узнать, каково это — быть королевой. Кричевцовой вообще всегда интересно узнавать, какие они, известные люди, каков у них характер, привычки, семьи. Об этом всегда можно поговорить на уроках по-английски. А ее кредо: «Жить творчески, а иначе — зачем?» Ей важно увидеть в ребенке личность.

Она доверчива. И люди тоже ей доверяют. Такой живой, остроумной, открытой. Но со своей тайной и чувством собственного достоинства.

Лариса Лихачева, «Учительская газета», № 12 от 19 марта 2013 года



Гущин Д. Д.