Быть свободной и верить в себя
Каждый живет той жизнью, на которую способен
В этом году Москва обрела своего пятого учителя года, победившего на Всероссийском профессиональном конкурсе. Вита Кириченко, учитель русского языка и литературы столичной школы № 1479, получила Хрустального пеликана из рук президента и наконец улыбнулась — на конкурсе была серьезна и задумчива, сосредоточенна и немногословна.
Перед началом московского «Учителя года» я сразу решила, что именно Вита Кириченко будет его победителем. Она и стала. А потом поехала в Липецк, как говорят, «отстаивать честь столицы». Не знаю, как другие москвичи, но я с гордостью и наслаждением наблюдала за конкурсными испытаниями Кириченко: и на уроке она была хороша, и мастер-класс дала на высшем уровне, и с министром на круглом столе беседовала со знанием дела, не смущаясь и не робея. Конечно, Вита Викторовна готовилась ко всем испытаниям, но есть вещи, к которым не подготовишься, к ним человека готовит вся предыдущая жизнь. А жизнь у Виты Кириченко, как мне кажется, очень интересна и непроста.
В сказках витязи всегда выбирали направление движения в зависимости от того, что их ждет. В этом смысле у Виты было несколько вариантов выбора. Могла стать народной артисткой Украины: ее педагог по актерскому мастерству считала, что эта школьница обладает большим талантом. Могла быть мастером спорта — училась в школе со спортивным уклоном и подавала надежды. Могла стать профессором Киевского педагогического университета, причем не только на филфаке, но и на математическом, были такие задатки. Могла быть просто офицерской женой и мамой — познакомилась еще в выпускном классе с курсантом военного училища и после первого курса вышла замуж. Но стала в результате учителем русского языка и литературы.
Родилась Вита Заикина в Киеве, жила в доме у Дворца культуры «Украина», училась в русской школе недалеко от Киево-Печерской лавры, с шестого класса занималась во Дворце пионеров у потрясающего педагога художественного слова Фаины Соломоновны, которая считала, что девочка обязательно должна поступить в театральный институт. В старшей школе Вита неожиданно поступила в спортивный класс и начала бегать на короткие и длинные дистанции — тренеры видели в ней будущую звезду легкой атлетики, а еще играла в волейбол, занималась танцами. Но преобладала в жизни Виты все-таки Фаина Соломоновна, которая, во-первых, готовила ее к поступлению в театральный вуз, а во-вторых, была невольным организатором и вдохновителем встреч девочки с известными артистами, которые приходили к преподавателю кто по делу, а кто просто потому, что хотел увидеть любимого педагога. Вита попала, как она говорит, в богему, ей было это интересно. С этим интересом пришел и другой: увлекающаяся девочка подумала о профессии журналиста, ведь это возможность писать обо всех этих замечательных людях. В театральный институт она немного не добрала баллов и стала студенткой факультета филологии Киевского госпединститута (хотя учительница математики ахнула: «Виточка, ведь ты прирожденный математик!»). Когда Вита окончила первый курс, муж получил назначение, и молодая семья уехала к месту службы в Венгрию. Юная студентка перевелась на заочное отделение факультета русской филологии, сын был маленьким, сложностей хватало, растила его без помощников, зато открывала в себе педагогические способности и мало-помалу готовилась к будущей деятельности. К тому времени, когда учеба была завершена, муж получил новое назначение, и семья переехала в Туркмению — в небольшой город Небит-Даг, где молодую учительницу без опыта работы, без прописки взяли на работу сразу и без лишних разговоров. Школа оказалась очень хорошей, коллеги внимательными и тактичными, класс, где Вита сразу стала классным руководителем, — дружным и многонациональным, там учились дети тринадцати разных народов. Сегодня Вита Викторовна часто вспоминает ту туркменскую школу, считая почти двухлетний опыт работы там бесценным.
Когда москвич муж получил направление и перевелся на службу в Москву, Вита, конечно, тут же решила найти работу в столичной школе. Зашла в ближайшую 656-ю имени А.Макаренко, и ей сразу же предложили выходить на работу буквально завтра. (В те годы в Москве был жесточайший дефицит педагогических кадров — 5000 вакансий.) «Сегодня я очень часто вспоминаю начало своей работы в этой школе, потому что там была очень смешная история, — рассказывает Вита Викторовна. — Когда я в феврале пришла на первую оперативку, выяснилось, что 13 марта день рождения Антона Семеновича, что этот день у школы неучебный, причем официально, что в этот день всегда устраивают праздник, дают большой концерт, учителя тоже участвуют в нем. И вот на оперативке решают какие-то обычные вопросы, обсуждение идет к концу, и вдруг директор Валентина Александровна говорит: «А сейчас поем!» И все учителя начинают петь, как заправский хор. Это было непередаваемое ощущение, потрясение для меня и обычная спевка-репетиция для старожилов. Потом меня поразила и сама школа, в которой я получила полную нагрузку, думаю, то была золотая пора, ее расцвет, время, когда школа была действительно школой Макаренко по духу».
В этой школе четырнадцать лет назад Вита Викторовна попала на первый столичный конкурс «Самый классный классный», который выиграла, год после этого тихо и спокойно отработала в школе, отказалась сделать карьеру — стать директором одной из школ Северного округа, была просто членом методического совета, медальной комиссии, но тут наступило время перемен. Не Вита менялась, а ее жизненная ситуация. Случилось так, что сына Дениса, который отлично учился в школе №656, пригласили на встречу в РГГУ, и, побывав в центральной аудитории университета, Кириченко подумала, как было бы хорошо, если бы сын поступил сюда после окончания школы (что в конце концов и произошло, Денис окончил факультет защиты информации РГГУ и теперь работает юристом в патентном бюро). Вита перевела сына в базовую школу РГГУ в Большом Каретном переулке, где были профильные классы, в которых все специальные предметы вели преподаватели университета, а потом и сама пришла сюда на работу. В то время Вита Кириченко много думала о том, как различаются школьные миры в одном и том же городе, но делала вывод, что они и должны быть разными, что у человека должно быть право выбора. Школа имени Макаренко была однородным общим коллективом — общие праздники, КВНы, та часть жизни, которая связана с общением в едином мире, тебе даже упасть не дадут — поднимут, поддержат, направят, в этой школе тогда не случайно создавали первые классы коррекции. У Виты Викторовны в той школе был мальчик, которого она изо всех сил тянула в обычный класс, вытянула, но в результате он снова вернулся в класс коррекции, решив, что лучше быть лучшим в слабом классе, чем последним в сильном. Это тогда тоже стало предметом ее серьезных размышлений об успешности учеников. Новая школа была приближена к какой-то другой системе — все спокойно, нет никакого фанатизма с воспитательной деятельностью, главное — учеба и только. Контраст двух школ был таким значительным, что Кириченко поначалу даже немного растерялась. О себе она в новой школе рассказывала скупо, мало кто знал и о ее участии в конкурсе «Самый классный классный», и о том, что после конкурса она поступила в МИОО и получила второй диплом о высшем образовании — на этот раз педагога-психолога (по второй специальности Вита так и не работала, но считает, что эти знания помогают ей жить в гармонии с самой собой, что, согласитесь, в жизни тоже важно), что после получения второго диплома ее усиленно звали в аспирантуру. Вела она себя очень спокойно — решила ничем не выделяться, имела нагрузку сначала 6, потом 18 часов, стала классным руководителем, потом заместителем директора по внеклассной работе. Работу Кириченко воспринимала как счастье, посланное свыше, ибо у нее теперь было много бесценного общения с коллегами. В школе — с умным директором и основным завучем, в РГГУ — с преподавателями вуза, кроме того, школа в результате стала базовой еще для двух вузов — Университета управления и Высшей школы экономики. При этом учитель русского языка и литературы решала и сугубо меркантильные проблемы — подрабатывала репетиторством, корректорской работой, что было существенным подспорьем к тогдашней небольшой зарплате. А еще два года писала колонки в журнале «Домашний очаг» — для разрядки и для души, с подругой ходила в театры, на концерты, на выставки, чтобы передохнуть. В этой круговерти Вита Викторовна незаметно вошла в умную школьную управленческую команду, которая выстраивала модель современной школы, ограждая учителей от ненужных мелочей, излишней отчетности, ненужных мероприятий. «Я научилась, как мне кажется, у завуча и удивительного математика Елены Александровны Владимировой главному — защищать классных руководителей, создавать для них ситуацию, в которой они могли бы спокойно работать, в которой их бы никто не дергал. Это политика школы, как и то, что от учеников требуют только одного — учиться, и ничего лишнего не надо делать», — считает Кириченко.
Давным-давно Вита дала сама себе слово больше не участвовать ни в каких конкурсах, но школа попросила, и тут отказать она уже не могла. По условиям московского конкурса сначала нужно было представить себя и свой опыт работы на сайте, чтобы люди оценили, годится ли она в победители. На городской тур конкурса «Учитель года Москвы» Вита Кириченко и попала потому, что победила в заочном голосовании на сайте конкурса. Поначалу она скептически отнеслась к заочному голосованию, но ей было приятно, ведь каждого из 500 проголосовавших за нее знала лично — теперешние и бывшие ученики, их родители, выпускники, коллеги, знакомые, за 20 лет работы их накопилось много. Почему бывшие ученики голосовали за свою учительницу? Ну, например, выпускники 2008 года благодаря знаниям, которые она им дала, показали по русскому языку лучшие результаты в Центральном округе, среди выпускников 2010 года были две стобалльницы, а остальные показали очень хорошие результаты. Среди других школ 1479-я выделяется не количеством поступивших в самые престижные вузы, а качеством их учебы там. Кстати, коллеги Виту на конкурсе поддержали: когда ей потребовалось проверить мастер-класс, к ней приходили, и она смогла опробовать его раз шесть на разных группах педагогов. С личным рабочим сайтом, как она говорит, ей помогла узкая команда коллег. На городском конкурсе она стала еще и педагогом года Москвы с проектом «Москва — город грамотных людей» — вместе с учениками ведет борьбу за грамотную рекламу на столичных магистралях. К всероссийскому конкурсу ее готовили уже опытные коллеги — директор методического центра ЦАО Марианна Лебедева и проректор МГППУ Андрей Милехин, поддерживали москвичи-учителя года разных лет.
Считает ли Кириченко себя лучшим педагогом, одержав победу в профессиональном конкурсе? Это вопрос философский, на который она отвечает так: «Верю, что есть много замечательных учителей, которые лучше меня, просто они не в конкурсе, они работают, и о них знают только в их школах. Я это поняла еще после первого конкурса — «Самый классный классный».
Конкурс в Липецке для Кириченко стал серьезной школой, теперь она пересматривает все видеозаписи уроков всех конкурсантов, говорит, многое там можно и нужно взять для работы.
Что дали Вите Кириченко победы в конкурсах? Веру в себя и... свободу. «Теперь я знаю, что вольна принимать любое решение, если оно касается моей жизни и работы, — говорит Вита Викторовна. — Чувство свободы — замечательное чувство. Моя любимая фраза: «Каждый живет той жизнью, на которую способен». А еще она теперь знает, какую бы команду учителей и под какие цели, задачи собрала бы, будь возможность стать директором школы.
На первый взгляд Вита Кириченко типичная учительница — строгий костюм, очки, непростой характер, самостоятельность и подчеркнутая независимость. Когда очки снимает, видишь почти детский доверчивый взгляд голубых глаз. На празднике учителей в парке Горького я увидела ее отплясывающей на танцверанде, а потом нежно прильнувшей к плечу мужа. Строгая, сухая, независимая? Открытие за открытием, а мне-то казалось, что про Виту Викторовну я все поняла и почти все знаю. Нет, нам всем еще предстоит понять, кто такая Вита Кириченко, и, может быть, увидеть еще какие-то ее незаурядные победы. А вдруг они в ее жизни снова окажутся главными, а нас удивят до невозможности и обрадуют?
|