Любимчиком может стать каждый
Самым страшным для учеников Альмиры Бабушкиной был день, когда они погубили цветы
Я всегда думала, что учитель-профессионал должен быть уравновешенным сангвиником или неспешным флегматиком, который на любой проступок ученика смотрит философски невозмутимо. Альмира БАБУШКИНА опровергает это расхожее мнение, она типичный холерик: взрывной, эмоциональный характер, море энергии, желание вести за собой. Как удается при общении с учениками сдерживаться, где-то дать лидировать самим школьникам? Эти и другие вопросы я задала учительнице с почти 30-летним стажем, преподающей биологию в школе №10 с углубленным изучением отдельных предметов города Череповца Вологодской области, дважды победительнице областных конкурсов «Учитель года» (в 2010 и 2012 годах). Для начала Альмира Степановна рассказала о... пионерском детстве и юности.
— С пионерией меня связывает многое. В пионерском детстве я получила опыт выступления на сцене, будучи участницей драматического кружка, это пригодилось мне впоследствии в профессии учителя. После окончания педагогического института я вышла замуж и в 1983 году приехала в Череповец. В школе №15, куда пришла в начале своего трудового пути, два года возглавляла пионерскую дружину. Мне очень нравилось быть пионервожатой, и, наверное, стиль общения с детьми у меня сложился именно тогда.
— Альмира Степановна, у вас есть свои дети?
— Да, двое. Сын Мирослав защитил кандидатскую по экологии хищных птиц, преподает в Череповецком университете и является зам. директора по науке в Дарвиновском заповеднике Вологодской области. Дочь Елена тоже выбрала профессию, связанную с биологией, она микробиолог пищевой промышленности.
— Вы преподаете в школе только биологию?
— В институте мне больше нравилась химия. Но случилось так, что 29 лет преподаю только биологию и безмерно этому рада! Потому что это такой школьный предмет, по которому любой ученик всегда может успевать! Биологию можно сделать интересной для всех!
— Это ваша педагогическая цель, чтобы дети были успешными?
— Можно сказать, что делать своих учеников успешными — мое профессиональное и человеческое хобби. Потому что успешный человек — это счастливый человек, а чем больше счастливых людей, тем лучше среди них жить. Начиная с 1998 года, когда я впервые занялась олимпиадниками, мои ученики ездят на Всероссийскую олимпиаду по биологии и каждый год возвращаются оттуда победителями.
Для того чтобы дети побеждали на олимпиадах, учителю необходимо много заниматься с ними дополнительно. И нужен личный интерес ребенка. Например, учившийся у меня сын Мирослав, когда я ему предложила участвовать в олимпиадах, заявил, что ему больше интересны наблюдения за природой. И он стал успешным в исследовательской деятельности, как и некоторые другие ученики. Но выявилась и другая группа детей, которым интересна биология именно как наука. Среди моих выпускников 11 кандидатов медицинских и биологических наук.
— С финансовой точки зрения в прежние времена и сейчас как эта дополнительная работа с олимпиадниками оплачивается?
— В 2004 году мой ученик Рома Разов стал победителем международной олимпиады. Для Череповца это событие из ряда вон выходящее, у нас больше нет «международников» в городе ни по одному предмету. Я получила премию 500 рублей. Отправилась покупать туфли — и хватило мне этой премии ровно на... одну туфлю! Сейчас по новой системе оплаты труда за успешную работу учителям начисляются баллы. Но Вологодская область живет трудно, у нас кризис. И дополнительно полученных денег не хватит даже на то, чтобы приобрести литературу для занятий с олимпиадниками, им ведь нужно изучать микробиологию, биохимию, физиологию по вузовским учебникам. Но я никогда не жалуюсь на зарплату. В свое время я получила шесть соросовских грантов. В 1990-е годы это были приличные деньги. Я считаю, что, работая в школе, можно быть успешным человеком и материально. Я, честно говоря, даже не знаю, сколько точно баллов начисляют за работу с олимпиадниками. Вот прошла сейчас у нас городская олимпиада, у моих ребят два первых, два вторых и три третьих места, а сколько мне начислят баллов, не знаю. Для коллег, с которыми я работаю, олимпиады, как мы шутим, — это увлечение! Потому что, ну что греха таить, работа в школе подчас однообразна, а когда ты видишь ребенка, которого ты можешь увлечь наукой, повести за собой, он потом поступит в МГУ без экзаменов (у меня таких ребят много), то это как-то подхлестывает твой собственный интерес. Я для себя взяла личное обязательство — из моих классов с углубленным изучением биологии каждый ребенок должен поступить в институт.
— Сколько у вас учится детей?
— В школе около 800. По 29-30 человек в классах, это тяжеловато. До каждого ребенка трудно дойти. Это еще в углубленке, когда ты их часто видишь, можно почувствовать каждого. А в обычных классах — я такие тоже веду — на биологию положено всего час-два в неделю. Пройти сложнейший материал и детей выслушать нереально! Меня всегда интересует, а кто определяет количество часов на предмет? Попробовал бы этот человек сам общую биологию в старших классах освоить за час в неделю! А последствия? Дети начинают ловчить. Они учат то, что нужно для поступления. Это выхолащивает среднее образование.
— Вы можете оценить, как преподавали биологию раньше и сейчас. У вас есть замечания по содержанию учебников, программ, ЕГЭ?
— Я в 2005 году создала свою авторскую программу, потому что официальной углубленной программы по биологии в России нет. Моя программа мне нравится! Ну а если серьезно, с учебниками беда! Мы работаем с пособиями для поступающих в вузы. У меня в свое время были закуплены книги по анатомии для углубленки, но проблема в том, что сейчас идет гонка за создание новых учебников, они каждый год меняются, и не в лучшую сторону! Почему нельзя работать по старым учебникам? Это абсурд! Я боюсь, что при аккредитации мне не разрешат работать по учебнику анатомии, купленному в 1998 году, хотя его содержание отличное и за прошедшие годы анатомия осталась анатомией. И в 2013 году, и в 1998-м, и в любом другом число костей в человеческом скелете как было 220, так их столько там и есть!
Когда я была на всероссийском этапе конкурса «Учитель года» в 2012 году, мне пришлось столкнуться с академическим учебником по биологии серии «Линия Жизни». Считаю, что по этому учебнику ребенку трудно учиться и тем более сдавать ЕГЭ. Мне кажется, составители учебников иногда забывают о том, что эту книжку будет читать не взрослый, а подросток.
Сегодня учебник должен являться книгой, которая будит интерес к предмету, чтобы ученик дальше стал работать с другими источниками — пособиями, Интернетом. Почему мои ученики так часто побеждают на олимпиадах? Они работают минимум с 10 книгами по той же анатомии. Ни один учебник не может претендовать на полноту освещения всех знаний по предмету. А вот заданиями ЕГЭ по биологии последних лет я довольна.
— Час-два в неделю на биологию уже дали, на ваш взгляд, горькие плоды?
— Самым главным итогом изучения биологии я считаю формирование у человека бережного отношения к природе. Каждый должен знать, что его здоровье и природа вокруг него — это ценности, которые он обязан сберечь. А у учителя на уроке времени на такие рассуждения мало. У него впереди ЕГЭ. Поэтому если конец света, над ожиданием которого мы посмеиваемся, когда-нибудь наступит, то только из-за нашей биологической безграмотности, неправильного отношения к окружающему миру и самим себе.
— Вопрос, касающийся организации уроков. Известно, что учителя по таким предметам, как биология, география, порой испытывают проблемы с дисциплиной...
— О нет! Дисциплины нет тогда, когда дети не заняты. Это единственная формула! Главная ошибка начинающего учителя в том, что он планирует свою деятельность — вот тут я сказал, тут я на доске написал, а будут ли в этот момент дети его слушать, он не думает. Мне повезло с педагогами, на моей первой педпрактике школьная учительница сказала: «В каждом конспекте я хочу видеть, что в каждую минуту урока делают твои ученики». И с тех пор у меня всегда в голове несколько планов: это делаю я, это — дети. Если на уроке есть рабочий гул, это не значит, что нет дисциплины. Гул должен быть управляем: когда учительница поднимет брови, он должен прекращаться. Я, например, люблю с детьми шутить. Детям не хватает общения! С одной стороны, хорошо, что сейчас нет политики в школах, но отсутствие пионерской, комсомольской организаций привело к тому, что мы детьми мало занимаемся как людьми. Классному руководителю тоже не до детей, на него возложен непомерный функционал!
— У вас есть любимчики в классах?
— Любимчик для меня не тот, кому даешь поблажку. Я мама двоих детей, которые учились в моем классе, и мой сын отвечал у доски тогда, когда я видела, что он был не готов. Поэтому потом ему было легко в карьере ученого. Мои ученики видят, что любимчиком может стать любой. Например, сегодня на уроке ребенок, который раньше отмалчивался, так ответил, что я просто восхитилась! И он чувствует, что он у меня сегодня любимчик, потому что я у его парты стою, к нему обращаюсь много раз. А другой сегодня любимчик, потому что книгу новую по биологии прочитал, и я весь урок восхищаюсь, что он молодец, ведь я сама эту книгу прочитала в 42 года! А иногда я... назначаю любимчика. И тогда все сложные тесты на уроке решает в основном он! Главное, чтобы дети видели, что этот любимчик достоин похвалы. И дети должны знать, что их всех любят.
— Вы очень эмоциональный человек. На уроке вы легко можете выказать радость, гнев?
— Мое кредо — быть искренней. Однажды я уехала на олимпиаду в другой город, и у меня дети в классе засушили часть цветов в закутке на подоконнике, забыли полить. Моя реакция была такой, что бедолаги в своих выпускных альбомах потом записали: «Самым страшным в школе был день, когда мы Альмире Степановне засушили растения». Я им тогда сказала: «Я не буду вас учить! Я вас не математике, а биологии учу. А вы загубили живое!» И ушла от них на целый урок. И ведь они же поверили! Это был для них такой стресс, что я больше не буду их учительницей! Если дети видят, что мы, взрослые, искренни и правы, то они воспринимают любые наши эмоции. Тогда дети сами становятся открытыми.
|