На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Принцип отличницы

Любимые увлечения — создание сайтов и вышивание

Наверное, все началось с бабушкиных уроков математики. Маленькая Оксана тихонько садилась на последнюю парту и с восторгом смотрела на происходящее чудо — так все у бабушки замечательно интересно получалось! Ученики слушали ее затаив дыхание и всегда хорошо себя вели, потому что на этих уроках никому в голову не приходило вести себя как-то по-другому. И бабушка никогда ни на кого не повышала голос, всегда сдержанная, доброжелательная. А человеком была героическим, на войне в разведку ходила, там же, на фронте, познакомилась с будущим Оксаниным дедушкой. «Для меня, — говорит Оксана Юрьевна, — их судьба — пример жизненного подвига и пример служения другим людям. Бабушка высшее образование получила после войны и всю жизнь проработала в школе, она же привила мне и любовь к математике».

Об учительстве Оксана Алёшкина, победитель Курского регионального конкурса «Учитель года – 2012», математик курской школы №55, носящей имя Александра Невского, вначале даже не думала. Она по-настоящему восхищалась царицей наук, причем до такой степени, что на какое-то время один из самых сложных учебных предметов стал ее главным увлечением. Девушка участвовала в различных математических обществах, в конкурсах и настолько преуспела, что ее иногда просто освобождали от экзаменов по математике.

Рубежным стало окончание третьего курса физико-математического факультета Курского педагогического института, когда Оксана Юрьевна впервые оказалась на практике. Говорит, почти сразу смогла детям все объяснить и почувствовала, что все получилось как надо, что вот это и есть ее настоящее дело, ее главное занятие, которому можно посвятить свою жизнь. Не сама математика, а умение и желание объяснить эту замечательную науку детям. Правда, с одной оговоркой: просто объяснять мало, надо, чтобы это получалось интересно, нескучно, нестандартно и чтобы самой понравилось.

С годами, с опытом этот принцип расширился, и ей вскоре захотелось учить так, чтобы было не просто интересно, а обязательно результативно. Как сама говорит, интерес не ради интереса, а если что-то делать, то чтобы с прекрасным результатом. Принцип отличницы: чтобы все на пятерку! В школе она училась очень хорошо.

Однако сейчас, когда за плечами 20 лет педагогической работы, Оксана Юрьевна говорит, что постоянное стремление все улучшать и улучшать, наверное, все-таки излишне. Что нужно уметь себя прощать за какие-то не самые отличные результаты, например, когда дело сделано не на пять, а на твердую четверочку. Зачем к нему возвращаться и переделывать?.. Ведь человек имеет право на ошибку. А такое постоянное стремление к отличному результату разве не есть лишняя гордыня?.. А заодно и дополнительная эмоциональная и физическая нагрузка. Но одно дело все это осознавать, а другое — работать как привыкла, как приучена с детства — на одни пятерки!

С таким же настроением она участвовала в конкурсе. Сначала на городском этапе, где заняла второе место, а потом на региональном — на него от областного центра отбирают трех победителей и еще по одному от каждого района. Почему на городе второе место, а на области первое? Смущаясь, говорит, что просто так получилось:

— Я человек верующий, поэтому... с Божией помощью. Специально к первому месту не стремилась, все участники были очень сильные, настоящие профессионалы, и наверняка каждый мог бы стать победителем. Просто у меня была идея, которую хотелось донести до коллег и, конечно, до учеников. Это идея духовно-нравственного воспитания на уроках математики... Да, когда люди первый раз это слышат — удивляются...

Это она так ответила на мою реакцию, на мое удивление. Все-таки где математика, а где духовность и нравственность? Я не в смысле претензий к математике, просто до встречи с учительницей из Курска для меня все эти понятия находились как бы в разных плоскостях и не пересекались: математика в мире точных цифр и четкой логики, а нравственность, и уж тем более духовность, иногда могут поспорить как с логикой, так и с фактами. Хотя, конечно, если постараться, наверное, пару уроков, так сказать, интегрированных, можно подготовить, подобрать соответствующие примеры... Но у Оксаны Юрьевны, как оказалось, есть не пара уроков, а свои сборники задач, рассчитанные на весь учебный курс, и поурочные материалы, и большой опыт, который по-настоящему заинтересовал жюри регионального этапа. Ведь ее идея как будто на поверхности лежала, но никто ее не замечал. Хотя в Курске с его старинной, уже почти 1000-летней историей (первое упоминание о городе было в 1032 году), в которой есть и прославленные имена православных святых, и даты жестоких военных сражений, решавших судьбу не только курского края, но и всей России, — в этом городе каждый исторический уголок связан с православием. На курской земле происходило обретение чудотворных икон, сегодня известных во всем мире далеко за границами Российского государства, самая прославленная — Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». В Курске жили преподобный Феодосий Печерский и преподобный Серафим Саровский, а крестные ходы из города в Коренную пустынь своим размахом поражали великих русских художников. Картина Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» была написана под впечатлением крестного хода, в котором участвовало более 60 тысяч человек. Когда первые из них, несущие икону «Знамение», входили в Коренную пустынь, последние еще оставались в Курске, за 30 с лишним километров.

Думаю, ни один мыслящий, образованный православный гражданин не останется безучастным и равнодушным, живя в окружении такой истории. Оксана Юрьевна как раз и есть такой человек, только она еще и педагог, ведущий за собой детей. Провести их мимо родной истории и культуры она не смогла, да и не захотела, больше того, доказала, что обо всем этом можно рассказывать на языке самой точной науки в мире — математики.

На конкурсе она представляла открытый урок, посвященный преподобному Серафиму Саровскому. Дети вместе с учительницей высчитывали по карте крестный путь своего прославленного земляка, а затем и высоту колокольни, с которой в детстве упал мальчик Прохор и остался жив. Урок ребятам не просто понравился, он запомнился и интересными задачами, и рассказом об известном на всю Россию земляке.

— Надо выбирать материал не искусственно притянутый, надуманный, а такой, чтобы оставил впечатление в уме и душе ребенка, — считает Оксана Юрьевна. — Например, если я провожу занятия в младших классах, например в пятых, то мы будем решать задачи про рождественскую елку. У меня уже есть целый задачник с заданиями на православную тематику. Это гораздо лучше и полезнее для души, чем решать задачи, посвященные очередным съездам партии. Я вообще думаю, что с помощью математики действительно можно познать мир, что у нее есть философский аспект и все науки говорят на математическом языке. У меня даже есть проект «Математика в литературе». А когда дети изучают в старших классах рациональные числа, они практически самостоятельно приходят к пониманию того, что античное язычество тормозило развитие науки, а христианство стало прогрессом. Или, например, тема «Построение сечения многогранника». Ведь на его основе можно что угодно построить, а мы построили, и у нас получился храм...

Оксана Юрьевна рассказывает, что идеями христианства и православия заинтересовалась давно. В Курске преподавание факультатива православной культуры началось еще в конце 90-х годов, а в университете открылось отделение религиоведения и теологии, на котором она окончила курсы православных педагогов. И хотя сама ко многим вещам приходит не через сердце, а через ум и говорит, что у нее именно научный склад ума, при котором логика на первом плане, однако никаких внутренних противоречий это не вызывает. Наоборот, помогает ей именно с научной точки зрения находить подтверждение христианским основам и объяснять кажущиеся поначалу парадоксальными вещи. Например, почему многие ученые, физики и математики были верующими людьми, хотя бы тот же Ньютон? Потому, что под изучением природы прежде всего понимали стремление постичь Божественный замысел.

Конечно, за каждым таким уроком стоит большая подготовительная работа, проведенная учителем. Ведь даже обычная задача на перестановку (каким количеством способов, каким образом можно посадить семью за столом) решается в духе христианства. Кого первого пригласим за стол? Папу. А если дедушка есть, то дедушку, потому что первым на Руси за стол всегда садился глава семьи. Тут и почитание старших, и семейные ценности... Но интересное дело получается: сегодня можно изучать математику с помощью Достоевского и его «Преступления и наказания», можно с помощью сказок Пушкина или устного народного творчества, а вот жития наших православных святых сразу заставляют некоторую часть населения напрягаться. Хотя без них не было бы ни Пушкина, ни уж тем более Достоевского.

Конечно, духовно-нравственное воспитание не заканчивается на уроках. В школе, носящей имя православного святого князя-воина Александра Невского, действует молодежный отряд «Юные невцы». Одна из традиций отряда — посвящение в юные невцы пятиклассников. Для них ребята из старших классов готовят музыкально-историческую композицию, показывают, как жили русские витязи — как плелись кольчуги, для чего они были нужны, какие одежды тогда носили, какое оружие и против кого использовали. Потом дают наказ принятия клятвы, которую младшие примут 18 апреля, в День воинской славы России, в день победы войска Александра Невского на Чудском озере.

Как говорит Оксана Юрьевна, должна быть не только система уроков, но и система воспитания. Поэтому она помогает школьной детской общественной организации, а после уроков ведет факультатив по основам православной культуры. В рамках ОРКСЭ занятия проводят другие педагоги школы, работающие в младших классах, а у нее дети постарше. Хотя, выпустив своих одиннадцатиклассников, два года назад снова взяла пятиклашек, они сегодня уже в шестом. Было непривычно, даже трудно, пришлось перестраиваться с больших на маленьких, но ничего, все преодолимо. У них уже есть общее интересное дело — сняли фильм о разрушенных старинных храмах города Курска. В дореволюционном городе их было множество, а теперь на новых зданиях иногда даже нет памятной доски, что на этом месте когда-то стояла церковь. Дети вместе с учителем эту память восстановили, а теперь хотят сделать фильм о современных храмах. Вполне возможно, что эти фильмы появятся на сайте Оксаны Алёшкиной: математика хотя и остается ее любимым предметом, но любимое увлечение изменилось, теперь это создание сайтов, и еще одно появилось, самое женское и красивое занятие — вышивание. Младшая шестилетняя дочка очень любит, когда мама дома и вышивает или готовит кушать, точнее, готовят они уже вместе — так веселее и дочке нравится. Старшему сыну 22 года, муж педагог по профессии, работает в дополнительном образовании, семья дружная.

— Для учителя очень важно, чтобы семья его поддерживала, — говорит Оксана Юрьевна. — У нас были годы, когда профессию учителя уважали намного больше, чем сейчас. Сейчас много агрессии направлено в сторону учителя, но для меня все равно это очень интересная и творческая профессия, я себя в другой не представляю. Мне нравится работать с детьми, разговаривать с ними, ведь не только я их учу, но и они меня учат. Однако сейчас учителю тяжелее. Потому что не только мы работаем, но и вокруг все работают над нашим сознанием. Много делается для возвеличивания тех идеалов, которые для нас раньше никогда идеалами не были. Поэтому учителю надо быть и более умным, и более умелым. И конечно, искренним. Если учитель искренен, то и дети захотят его услышать и понять. Они хорошо чувствуют, с чем пришел к ним человек: просто дать урок и уйти или он живет детьми. Такому учителю дети отвечают своей искренностью. Ведь сегодняшние дети очень хорошие! И все, что мы делаем, — это ради них.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 12 от 19 марта 2013 года



Гущин Д. Д.