Ох, какой ты молодец!
В шесть лет она написала печатными буквами на обороте собственной фотографии: «Это Спиненко Наталья Николаевна, ей 21 год, она работает в школе, ее любят ученики». Сейчас Наташа немножко старше — в лицее №112 она преподает историю уже двенадцать лет, но по большому счету все так и есть, разве что фамилия другая.
Ситуация успеха
Наша героиня из тех счастливчиков, кто занимается своим делом, она учитель, этим и интересна. Характер, темперамент, неординарность ее натуры раскрываются ярче всего именно на уроке, и лучшие моменты в ее жизни, когда у детей загораются глаза, когда они думают, спорят, не соглашаются.
Детскую убежденность в том, что работать она будет именно в школе, не пошатнули даже лицейские сложности, а их было много у девочки, которую мама привезла в Барнаул из небольшого села Котляровка с такой же маленькой и уютной школой. Макраме, лыжи, хор, гимнастика, туризм, вечера и стенгазеты — Наташа гораздо позже оценит подвиг своих сельских учителей, которые сделали ее школьную жизнь праздником. В лицее при пединституте она прорыдала весь первый год. Выяснилось, что просто вызубрить и пересказать тему мало, надо думать, анализировать и, самое страшное, высказывать собственное мнение! Боялась говорить свое до обморока, а вдруг ляпнешь глупость?! Будущему учителю тот печальный опыт дал очень много. Наталья вдруг поняла, какой это ужас, когда ты сидишь и попросту не понимаешь, о чем вообще на уроке речь идет! И если с литературой все наладилось довольно быстро, то с математикой дело обстояло много хуже. Девчонки еще и боялись легендарного преподавателя математики Бориса Давыдовича Пайсона — тот мог и закричать, и по столу с досады кулаком жахнуть. Но если уж вызывал к доске, мог всю пару потратить на тебя — не отпускал до тех пор, пока не убедится, что ты все поняла. Так что вместе с пятеркой по алгебре в аттестате, которую Наталья считает целиком учительской заслугой, она получила и профессиональный урок — научилась создавать ситуацию успеха для своих будущих учеников. Поняла, что, справившись с заданием, которое ты приготовил именно для него, ребенок горы готов свернуть. На своих уроках Наталья Николаевна только успевает хвалить: «Абсолютно верно», «Умница», «Какой ты молодец!».
А ты как думаешь?
Так что личностно ориентированные уроки Натальи Николаевны Авиловой родились не на пустом месте, она их, можно сказать, выстрадала. Отмолчаться, отсидеться в сторонке на ее занятиях не удается никому. Да и не возникает у детей такого желания.
На доске портреты — Путин, мать Тереза, Пугачева, Лев Толстой. Что объединяет этих людей? Может ли известность быть критерием успеха? Рядом с вами есть успешные люди? Какими качествами они обладают? Высказывая собственное мнение, класс подходит к теме урока «Успешный человек, какой он?». В ход идет и определение из словаря Ожегова — тот, кто успел (надо же, а я никогда не соотносила эти слова!), — и заранее приготовленные листочки, где перечислены определенные качества характера. Каждому ученику надо выбрать из этого списка то, что, по его мнению, успеху способствует, и то, что мешает. Наталья признается, что в такие минуты чувствует себя откровенно счастливой, дети настолько увлекаются, что не замечают присутствия чужих людей на уроке. Они создают собственную формулу успеха и спорят по каждому пункту, доказывая свое, вспоминая родителей, их друзей.
По сути, дети говорят о выборе собственного пути, о честолюбии и смелости, высоком профессионализме и умении расставлять приоритеты. Но при этом Наталья Николаевна «вдруг» вспоминает разговор Алисы с Чеширским котом, когда на вопрос Алисы, куда ей идти, тот меланхолично отвечает, что все зависит от того, куда она хочет прийти, какую цель перед собой ставит. «Ах, тебе все равно? Ну куда-нибудь да придешь». Или притчу расскажет о сосуде, который можно в разной последовательности наполнять большими камнями, галькой и песком. В зависимости от того, что ты главным считаешь в своей жизни — образование, семью, карьеру или мелочные повседневные хлопоты.
«Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство»
Преподавать сегодня обществознание в России, на мой дилетантский взгляд, все равно что гулять по минному полю. Какая тут нравственность, если в шоколаде как раз те, кто на нее плюет?! Ведь для многих сегодня главное — результат, и его достижение оправдывает любую подлость!
В финале «Учителя года Алтая – 2012» Авиловой досталась для конкурсного урока сложнейшая тема — «Мораль и личность». Отталкиваясь от формулы Иммануила Канта, который личностью признавал лишь того, кто способен стать господином самому себе, удалось выйти (спасибо детям!) на то, что инициативным и независимым можно стать только в том случае, если ты компетентен, знаешь свое дело. Подростки пытались на этом уроке понять, разобраться, что такое принципы, чувство долга. Наталья Николаевна не побоялась показать им отрывки из достаточно жестких фильмов — «Катынь» и «Проверка на дорогах». Ей очень хотелось, чтобы дети поняли, как это трудно — сделать выбор, остаться человеком в нечеловеческих условиях, как сложно провести границу между добром и злом. Завершая урок, Наталья Николаевна вспомнила о Януше Корчаке, попросив ребят осмыслить ситуацию, в которой оказался учитель. Почему он остался с детьми? Это был его долг? Нет? А что тогда?
Спрашиваю у Наташи, не приходилось ли ей сталкиваться со случаями, когда она рассказывает детям о высоких принципах, а дома им говорят прямо противоположное? Какие, мол, принципы, тебя ж затопчут с ними вместе!
- Конечно, было, и в пользу такой позиции можно миллион доводов привести, да я и сама понимаю, когда идешь по головам, материального успеха добиться легче. Но если ты хочешь остаться человеком, хочешь, чтобы люди тебя уважали, придется помнить о совести, о человеческом достоинстве. А как иначе? Если мы не будем к этому стремиться, мы пропадем как общество. Мы вернемся в итоге к первобытно-общинному строю, к его нравам. Да, бывают ситуации, когда надо поступить жестко, проявить характер, но все равно надо искать человеческие способы решения проблемы, — ответила она.
Конкурсный урок на всероссийском финале в Липецке Авилова завершила песней Окуджавы, он «старомодно» пел о совести и достоинстве, может, ты при их наличии и не станешь победителем, но жить будешь как человек. Речь на уроке вообще-то шла о глобализации, но Наталья и здесь говорила о том, какие все мы разные в этом огромном и хрупком мире, и если не стремиться к диалогу, все может кончиться катастрофой. Ребята даже на белку из «Ледникового периода» полюбовались несколько минут, вот чем обернулась драка из-за какого-то несчастного желудя!
Либералы против консерваторов
Я знаю, близкие иногда упрекают Наташу: мол, ты такая наивная, все-то у тебя хорошие. А она не понимает, как можно жить, если видеть в людях только плохое: «Понятно, что с детьми не бывает все гладко. И я порой сержусь на них, речи гневные произношу. Пока кто-нибудь не заулыбается прямо посреди моего монолога. Ну и все на этом, я уже не могу больше сердиться».
Самое интересное, что она и к историческим личностям точно так же относится, как к реальным людям, старается быть объективной, заступается за них, ищет хорошее в их неоднозначных натурах. Не важно, Иван Грозный это или Петр I. Хотя интеллигентный Александр I ей явно ближе и понятнее. Наталью как историка вообще привлекает относительно спокойный ХIХ век с его патриотическим порывом, благородными декабристами, законами чести. Но видели бы вы, как сходятся в схватке на ее уроках католики и протестанты или Наполеон с Кутузовым! Детям такие боевые уроки страшно нравятся, вроде и звонок давно прозвенел, а война все продолжается, страсти не утихают. А для старшеклассников не менее привлекательна возможность задать на пресс-конференции вопросы полководцам Великой Отечественной или, скажем, Столыпину.
Учителю истории никак не уйти от неудобных детских вопросов о сегодняшнем состоянии общества, его расслоении, двойных стандартах, и Наталья Авилова пытается воспитывать своих учеников неравнодушными людьми, понимающими, как много в жизни зависит от них самих.
- Я всегда говорю своим детям: общество — это вы, и каким оно будет, зависит от каждого из вас. Хотите видеть свою страну другой, делайте что-то для этого каждый на своем месте. На данный момент учитесь лучше, пригодится. И прежде чем обвинять кого-то, начните с себя: если вам кажется, что люди как-то не так к вам относятся, может, в этом и ваша вина? Вспомните дровосека, которого все хвалили за старание, а оказалось, что хворост он носил для костров инквизиции. Если ты не думаешь о последствиях своих поступков, такое случается...
Признаюсь, характер моей героини я поняла не сразу. Пока не поговорила с коллегой Наташи, учителем литературы лицея №112 Оксаной Побивайло. Которая и объяснила мне, что Наталья прежде всего профессионал, и все самое важное в ее жизни происходит на уроках.
Учитель истории Галина Колесникова подтверждает — у Наташи есть внутренняя потребность отдавать детям то, что она знает: «Когда молодые люди приходят в школу по ошибке, они или уходят, или ломаются со временем. Если для тебя общение с детьми — ярмо, происходит жуткое эмоциональное выгорание. Наталья любит детей, получает удовольствие от своей работы».
Мальчик из ее первого выпуска, Кирилл Мишкелеев, будущий политолог, тоже говорит о своей учительнице, что это человек, который занимается своим делом: «Это такой особый талант — работать с детьми. Мне кажется, Наталья Николаевна пыталась в каждом из нас разглядеть человека с его особенностями, недостатками. Мы не были для нее аморфной массой». На мой осторожный вопрос, видит ли он для себя в будущем возможным приход в школу, Кирилл не менее обтекаемо ответил, что это было бы достаточно проблематично, найти подход к каждому непросто. Зато Даниил Аболенцев, студент истфака, обещает вернуться в родные стены.
P.S. Мне кажется, моя героиня — человек с огромным потенциалом. И было бы интересно посмотреть лет так через десять, как он реализуется. Тем более что сегодня Наташа на пороге перемен, осенью в семье ожидается прибавление.
Барнаул, Алтайский край
|