Ведя детей по пути познания, мы обязаны понимать, что эта дорога — как хорошее многополосное шоссе, которое путник должен видеть целиком. Проводя на этом шоссе полоски, разграничивающие школьные предметы, мы не должны превращать эти полоски в тропинки. Познание мира — единый путь. Поэтому надо объединяться, хотя бы на отдельных уроках. Отсюда — теория и практика бинарных уроков. Всего разработано 16 бинарных уроков: история-литература, история-математика, история — ИЗО, история — география. Такие уроки — штучный продукт, так как требуют больших затрат времени, душевных и интеллектуальных сил, особого настроения. Люблю красивые названия:
— «Мысли и время в «Несвоевременных мыслях»
— «И это снилось мне. И это снится мне. И это мне когда-нибудь приснится». (о русской и западноевропейской социальной утопии)
— «История прекратила течение свое»? (об «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина)
— «Мозаика в Киевской Руси. Киевская Русь в мозаике»
Темы последних уроков:
— «Образ Петербурга в русской литературе XIX века. Путешествие дилетантов, или Петербургская повесть» (история+литература+МХК — с Хреновой О.Е.)
— «Статистика знает всё!» (математика + история — с Удаловой Л. А.)
На уроках истории мы изучаем «историю историков» — то, что уже создано авторами учебников. А вот «кухня» работы профессионалов остается непонятой детьми. Поэтому так важна исследовательская работа: поиск исторической информации, её интерпретация, публичное представление, и, возможно — награда за всё это. Всего за последние 10 лет подготовлено с детьми около 60 исследовательских работ. Многие опубликованы в местной прессе, в сборнике, изданном по материалам Кашинских краеведческих чтений. Некоторые — получили призы на Всероссийских конкурсах:
1. Евгений Побережный в 2007 году занял 2 место в конкурсе «Права человека глазами ребенка». Награды вручались в Московской Академии правосудия
2. Анастасия Ромашова в 2007 году получила диплом 2 степени на всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия. ХХ век» за работу «Чужой» - о кашинском предпринимателе Н. П. Черенине
3. Анкудинова Дарья и Удалов Глеб в 2010 году получили дипломы 3 степени на всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия. ХХ век» за работу «Между прошлым и будущим» — из истории школы № 3 города Кашина
Материалы для исследований есть в школьном музее, организацией работы которого занимаюсь более 10 лет. Сейчас в школьном музее — 6 самостоятельных экспозиций:
А. Из истории школы № 3. Экскурсия с интерактивными элементами рассчитана на 45 минут, заложены изменения в соответствии с возрастом экскурсантов
Б. Крестьянский быт конца XIX — начала XX вв. Экскурсия с использованием компьютерной анимационной презентации, с интерактивными элементами рассчитана на 45 минут, содержание меняется в зависимости от возраста экскурсантов
В. Городской быт конца XIX — начала XX вв. Экскурсия рассчитана на 30 — 35 минут. Есть два варианта ее проведения. Первый – рассказ об одном дне кашинской мещанки в 1898 году. Второй — рассказ об одежде женщин города Кашина указанного периода с «одеванием куклы» (этот вариант — для девочек)
Г. Из истории денежных знаков. Экскурсия с использованием компьютерной презентации рассчитана на 40 минут. Пока — без интерактивных элементовД. Кашин и Кашинский район в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия на 45 минут с интерактивными элементами, с использованием компьютерной презентации
Е. (готовится) За страницами школьного учебника истории. Экспонаты из этой части экспозиции используются на уроках истории, однако цельная экскурсия пока еще в разработке.
Собираем материалы для исследований в походах.
|