«Счастье — это когда тебя понимают» — писал в своем сочинении девятиклассник в фильме «Доживем до понедельника». Каждый день иду на урок с желанием понять своих учеников и быть понятой ими.
Увидеть в каждом ученике личность, его неповторимость и индивидуальность, учить доброте и честности, любить и оберегать природу, уважать мысли и чувства ребенка — что может быть лучше этой миссии на земле? В. Сухомлинский говорил: «Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее».
Поэтому суть моей педагогической философии — воспитывать гуманную и творческую личность, стремящуюся беречь все живое на земле.
«Познание начинается с удивления» — эта истина всякий раз подтверждается на моем уроке.
Научить ребят делать хорошее, сопереживать, восторгаться творениями природы и охранять их можно только, если сам увлечен своим предметом, по-настоящему веришь в истину, добро, справедливость, умеешь заглянуть в душу ребенка, понять его проблемы. И здесь мне помогают принципы теории воспитания Адольфа Дистервега: учет индивидуальных особенностей развития ученика, знание среды, в которой живет и общается ребенок, предоставление ребенку права на свободное самоопределение, не подавление свободного развития, а направление и корректировка. Современное общество нуждается в людях, которые способны вести самостоятельный поиск, делать открытия, решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
На уроках биологии ученики получают ответы на практические вопросы о повседневной, наблюдаемой стороне биологических явлений, что дает им возможности творчески реализовать свои индивидуальные качества.
Я стараюсь передать своим ученикам не только свои знания, но и мысли, чувства:
Где нет нутра, там не поможешь потом.
Цена таким усильям медный грош.
Лишь проповеди искренним полетом
Наставник в вере может быть хорош.
Гёте. «Фауст»
Не обмануть доверие ученика, вселить в него веру в себя, в человека, в родную землю — вот главный принцип моей работы. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету.
Моя эмоциональность и чувство юмора помогают поддерживать ученика в нелегком пути к знаниям. Атмосфера доброжелательности окружает моих учеников: малейший успех замечается и поощряется. Но оценка достижений должна быть адекватной выполненной работе. Ребят не обманешь, они тонко чувствуют фальшь: «Объективность, прежде всего!»
Духовный труд ребенка: радость открытий, сопереживание поискам, сладость творчества — плод моих усилий. Я счастлива — я учитель.
Каким будет будущее нашей планеты? В первую очередь это зависит от учителей. Бережное отношение к природе, глубокое осмысление настоящего — это и есть устремленность в будущее. |